Кремль — древнейший центр Углича

Древнейшим центром Углича всегда был его кремль, расположенный на возвышенном правом берегу Волги, между ее маленьким притоком Шелковкой и Каменным ручьем. За свою долгую историю кремль неоднократно разрушался, горел, восстанавливался и снова разрушался.

Автор: User:MatthiasKabel — Photographed by User:MatthiasKabel, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=921341

Свидетельства современников и археологические раскопки дают возможность представить, как выглядел Угличский кремль в древности. Он был обнесен деревянной стеной и башнями. Реки Волга, Шелковка и Каменный ручей также служили ему защитой. С южной стены проходил глубокий ров, наполненный водой. Стены имели проездные ворота: в южной стене — Никольские — на главную дорогу в Ростов, Москву, Ярославль; в западной — Спасские — в Калязин; на северной стороне — «Вылазные» — на Волгу. Внутри кремля располагались княжеский дворец, главный собор, дома приближенных князя, служебные постройки, оружейные и продовольственные склады. В последний раз кремлевские укрепления возобновлялись в 1660-1662 годах и век спустя за ветхостью были разобраны. В начале прошлого века в кремле был насажен парк.

Автор: Strober — собственная работа, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=10387463

Каменная палата

Самый древний памятник Углича, дошедший до наших дней, — Каменная палата князя Андрея Большого, построенная в 80-х годах XV века. Это уникальный образец русского гражданского зодчества второй половины XV века. Дворец был резиденцией угличских князей и позднее — царских наместников. В 1584 году во дворце поселилась жена Ивана Грозного с царевичем Дмитрием. Здесь он и погиб, отчего сохранившаяся часть дворца получила название — Палаты царевича Дмитрия.

В XVII веке деревянная часть дворца разрушилась. Каменные палаты стояли заброшенными, им также грозило полное уничтожение. В XVIII веке собирались даже разобрать палаты на кирпич. ишь в начале XIX века дворец частично был восстановлен. Значительные реставрационные работы произведены в 1892 году, тогда же сделано новое восьмискатное покрытие и пристроено у северной стены деревянное крыльцо, выполненное в традициях древнерусской деревянной архитектуры. В те же годы реставрирована и часть декоративной обработки здания.

Сохранившаяся каменная часть дворца представляет исключительный интерес. Это кирпичная постройка, квадратная в плане. Плоскости ее стен прорезаны узкими окнами. Фронтоны здания украшены орнаментом из кирпича и цветных изразцов. Верхний этаж здания был тронным залом. Он представлял собой бесстолпную палату площадью 80 кв. м — в те времена выдающееся строительное достижение. Верхняя часть стен украшена орнаментом. До начала XIX века на стенах и сводах сохранились еще старинные фрески.

Постройка свидетельствует о высоком мастерстве и вкусе ее создателей, которые, как предполагают, принадлежали к новгородским каменных дел мастерам. Дворец Андрея Большого, строящий вдоль волжского берега, с восточной стороны оканчивался Каменной палатой, а с западной — Спасо-Преображеским собором.

Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=652272

Спасо-Преображенский собор

Каменный собор был построен одновременно с дворцом в 80-е годы XV века и являлся частью дворцового ансамбля. Он стоял несколько выдвинувшись к северу, вплотную примыкая к дворцу. Сохранившееся описание собора от 1674 года позволяет сравнить его с другими постройками того времени, например, с Ризположенской церковью Московского Кремля. Собор неоднократно подвергался разрушениям. Особенно сильно он пострадал в начале XVII века — во время польской интервенции. К концу XVII века собор пришел в полную ветхость и был разобран. В 1713 году (по другим источникам — в 1716-м) было окончено строительство нового собора, дошедшего до нас.

Вновь построенный Спасо-Преображенский собор представляет собой монументальное сооружение. Куб основной части покрыт четырехскатной кровлей и завешается мощным пятиглавием. Плоскости стен членятся лопатками на три части. Собор создан ярославскими каменщиками во главе с крепостным Григорием Федоровым. Нарядность храму придает декоративная обработка стен и барабанов. Особенно замечателен в этом отношении южный белокаменный портал с его пышным орнаментом. В начале XIX века к собору с юга пристроили портик, западную паперть и северный придел.

Внутренннее пространство храма перекрыто сводом, пролет которого равен 14 м. Сохранившаяся роспись сделана артелью художников во главе с Тимофеем Медведевым в начале XIX века. Живописцы применили любопытным прием: написанные ими объемно карнизы, колонны как бы еще более расширяют собор внутри. Сюжеты росписей взяты из евангельских преданий. Предполагают, что сцена «Преображения» на северной стене исполнена самим Тимофеем Медведевым. Рядом с собором в 1730 году была выстроена колокольня. Кровля и главка относятся к началу XIX века. Возвышаясь над собором, она как бы объединяет все кремлевские постройки. Далеко видимый силуэт колокольни вместе с куполами собора венчает весь ансамбль памятников Углича.

Автор: Alexxx1979 — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=22341166

Церковь Царевича Дмитрия «на крови»

В северо-восточной части кремля расположена церковь царевича Дмитрия «на крови», построенная в 1692 году на месте, где, по преданию, был убит царевич и где в начале XVII века стояла деревянная часовня.

Сохранившаяся каменная церковь — характерная постройка второй половины XVII века. Это сравнительно небольшой пятиглавый храм с шатровой колокольней. Стены его окрашены в красный цвет, на фоне которого ярко выделяются белые, пышно обработанные наличники, белый широкий карниз, проходящий по верху центральной части здания, с белыми декоративными закомарами над ними. Храм увенчан несколько вытянутыми барабанами и синими главами с золочеными звездами. Красочность здания подчеркивает невысокий белый подклет, лишенный украшений. Шатровая колокольня храма выглядит приземистой из-за пристройки в 1860 году к церкви папертей. Лучше всего церковь смотрится со стороны южного фасада, дошедшего до нас почти без изменений.

Роспись трапезной храма выполнена мастером Петром Хлебниковым в 1788 году. Трапезная расписана на библейские темы. Живопись в известной степени отходит от традиции обычной церковной, она более объемна и реалистична. В особенности это проявляется в изображении нагих человеческих фигур. Последнее было необычно, и некоторым фигурам позднее «надели» пояса. Двухсветный зал главного здания расписан также в конце XVIII века, как предполагают, московскими художниками под руководством Сапожникова. На западной стене привлекает внимание многоплановая композиция, посвященная история убийства царевича Дмитрия. Сцена убийства изображена в левом нижнем углу. Очень выразительна та часть картины, которая повествует о восстании угличан. Росписи входа и паперти относятся к XIX веку и менее интересны.

Автор: Ghirlandajo — собственная работа, GFDL, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=10615030

В южной части кремля, возле моста через ров, расположено здание в классическом стиле начала XIX века. Оно было построено для градоначальника, позднее в нем размещалась городская дума. Центральная часть трехэтажного дома украшена шестиколонным портиком, опирающимся на первый этаж. Южный и северный фасады почти одинаковы. Стены обработаны горизонтальной рустовкой, что придает дому некоторую монументальность. Внутри здание значительно переделано.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.