Бауска

У истока реки Лиелупе, в месте слияние Мемеле и Муса, в 1438-1450 гг. Ливонским орденом был возведен неприступный замок. Множество воды с тех пор утекло, множество воин и многих правителей пережил город Бауска (немцев, шведов, поляков, русских), но до сих пор остался маленьким и тихим остзейским городком с одним из крупнейших в Латвии средневековым замком. Население Бауски колеблется в районе 10 тыс. человек, а многие путешественники даже не задумываются о поездке сюда, и зря, ведь тут есть чем наладиться: замок, ратуша, дома XVIII века, тишина и спокойствие латвийской провинции.

Бауский замок является не только ценным памятником архитектуры, который характеризует стили строительства в эпоху Средневековья и периода XVI—XVII вв., но и сложным фортификационным сооружением с интересной историей.
000 - Бауский замок, Латвия

Бауска

Бауский замок

История замка Бауска

Созданный с целью подчинить территории Латвии немецкий Орден меченосцев в 1236 г. в битве при Сауле (ныне Шяуляй) был разбит объединённым земгало-литовским войском. Остатки ордена присоединились к Немецкому ордену и образовали его ответвление в Лифляндии — Ливонский орден. До конца XIII в. Ливонский орден завоевал всю Лифляндию, за исключением Северной Эстонии, также подчинив себе территории, на которых жили курши и земгалы. В 1346 г. орден завладел Северной Эстонией, купив её у короля Дании Вальдемара IV.
Территории в Земгале, на границе с Литвой, Ливонский орден получил от Рижского архиепископства в 1435 г., и во время правления магистра Хейденрейха Финке фон Оферберга (1438-1450) здесь было начато строительство Бауского замка. Крепость должна была усилить власть ордена в Земгале, защищать границу с Литвой и облегчить контроль над торговым путём из Литвы в Ригу.
Одновременно замок являлся центром фогтства, откуда фогт ордена (окружной судья, начальник полицейского, финансового и военного управления) выполнял функции управления государством.
001 - Набережная Мемеле, Бауска, Латвия

Замок Ливонского ордена в Бауске строили в месте, труднодоступном противнику — на земляной косе при слиянии рек Мусы и Мемеле, где с трёх сторон замок защищали реки, а с восточной стороны — палисадная изгородь и защитный ров.
002 - Бауский замок, Латвия

В плане Бауский замок представлял собой строение нерегулярной прямоугольной формы с сужением в восточной части — на месте главных ворот.
003 - старый Бауский замок

В середине и по углам защитных стен замка поднималось 5 выдвинутых из плоскости стен полукруглых и четырёхугольных башен для огнестрельного оружия. В конце XV в. или, самое позднее, в начале XVI в. на восточной стороне замка уже находился деревянный форбург, а в первой четверти XVI в. вместо него был построен каменный форбург.
Стены замка были сложены из доломита, булыжников и кирпича, а крышу крепости покрывала полукруглая черепица монастырской кладки.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Летом 1556 г. начался конфликт между Ливонским орденом и Рижским архиепископством. В августе 1557 г. войну ордену объявила Польша, и к границам Лифляндии приблизилась литовская армия во главе с Николаем Радзивиллом, прозванным Чёрным. Вместе с польскими полками и войском Прусского герцога это была армия, состоявшая из примерно 50 тыс. воинов. Ливонский орден мог выслать навстречу противнику всего лишь около 7 тыс. солдат — в основном это были латышские крестьяне и 6 отрядов иностранных наёмников (от 1800 до 2400 воинов), которых собрали в лагере под Бауской. Под давлением преимущества соперника Ливонский орден 12 июня 1557 г. в Валмиере подготовил проект перемирия, с которым уполномоченные ордена Ремберт Гилсхейм, Михаэль Брунов и Вильгельм Плеттенберг отправились в Вильнюс.

14 сентября 1558 г. орден заключил договор о военном союзе с Польшей и Литвой, который послужил формальной причиной тому, что русский царь Иван IV начал Ливонскую войну. Последний магистр Ливонского ордена Готхард Кетлер и канцлер Литвы Николай Радзивилл 31 августа 1559 г. в Вильнюсе заключили новый оборонительный договор. Польша обязалась военной силой поддержать орден в борьбе с Россией, а орден — отдать Польше некоторые приграничные края и замки, в том числе и Бауский замок. Бауский замок перешёл к наместнику короля Польши. Польское властвование в Бауске всё же было недолгим — уже в 1561 г. путём обмена на крепость в Кокнесе замок в своё владение получил последний Рижский архиепископ (1539-1563) Вильгельм Бранденбургский. После того, как архиепископ поселился в замке, он провел там перестройку, «чтобы лучше и удобнее можно было перекрыть противнику доступ к городу Рига и в настоящих нищенских условиях придать жизни больше достоинства и простора».
004 - новый Бауский замок, Латвия

Переход от Средневековья к Новому времени в Латвии обозначился распадом Ливонского ордена и образованием нового государства — Курляндско-Земгальского герцогства. Этому способствовало стремление господствующих слоёв Лифляндии к независимому государству и централизации власти, а также международная обстановка, сложившаяся во время Ливонской войны.

Год начала строительства Нового Бауского замка неизвестен. Предположительно строительство началось уже в 8о-е гг. XVI в. с целью создания здесь одной из резиденций Курляндско-Земгальского герцога Готхарда Кетлера.

Новый замок (здание из 3 корпусов с закрытым двором) включил в себя защитные стены и обе башни предыдущего форбурга. После смерти герцога Готхарда в 1587 г. в Бауский замок переселились двор и канцелярия его старшего сына герцога Фридриха. Строительство замка завершили в 1596 г.
005 - схема Бауского замка, Латвия

006 - внутренний двор Бауского замка, Латвия

Новый замок был построен как оборонительная резиденция и стал воплощением характерных для стиля Северного Ренессанса и маньеризма черт. Стены замка украшала штукатурка, выполненная в технике сграффито, когда орнаментальный двухцветный декор наносится на верхний слой покрытия. Бауский замок — самый отдалённый в северном направлении замок Европы, в отделке которого была использована подобная штукатурка.
008 - сграффито, Бауский замок

На внешней стене северо-восточной башни замка сохранились в оригинале самые большие площади росписи сграффито (на фото — правая башня).
Остальные фасады украшает отделка, реконструированная во время восстановления замка.
007 - Бауский замок, Латвия

Планировка замка была очень простой — во всех трёх корпусах друг за другом шли проходные помещения. В северном и восточном крыле 2-го этажа располагались апартаменты семьи герцога и двора, а также церемониальные залы.
009 - Бауский замок, комнаты, Латвия

В южном корпусе замка находились погреб, конюшня, кухня, комнаты для слуг и квартира гауптмана Бауского замка. Помещения на первом этаже всего замка служили для хозяйственых нужд.
010 - внутренний двор Бауского замка, Латвия

В первой половине XVII в. на территориях, прилегающих к Балтийскому морю, между Польшей и Швецией разгорелся серьёзный военный конфликт, известный как Польско-шведская война.
16 сентября 1621 г. шведская армия под руководством короля Густава II Адольфа заняла Ригу, а 3 октября того же года — Елгаву. Двор герцога Курляндии и Земгале Фридриха уже своевременно перебрался в Бауский замок, оде находился вплоть до 1624 г.

В сентябре 1625 г. шведская армия окружила Бауский замок, расположила напротив него несколько пушечных батарей и попыталась захватить крепость. После многочисленных атак замком удалось овладеть только с помощью предателя — некоего бауского арендатора.

Спустя века, народом была придумана легенда, как каждую ночь в двенадцать часов из пригорок, что на берегу Мемеле, поднимаются два человека и идут к замковому мосту, чтобы его пилить. Эти люди — стражи замкового моста. Однажды предатель напоил их, и стражи проспали появление неприятеля. Пока поднялась тревога, враги уже вторглись в замок. За предательство стражи они были убиты и похоронены на берегу Мемеле напротив замка, где теперь находятся пригорки. И вот по ночам стражи возвращаются к месту, где был ведущий в замок мост, и пытаются его перепилить, чтобы враг не прошел. Уже несколько веков все пилят и пилят.

Шведский гарнизон располагался в Бауском замке до 1628 г., пока польская армия во главе с Александрам Гонсиевским не заставила их уйти.
011 - Бауский замок и река Мемеле, Латвия

После заключения мирных договоров в Мюнстере и Оснабрюке (в результате которых Швеция получила контроль над Балтийским морем), Швеция 4 августа 1655 г. обратилась к представителям герцога Курляндии с предложением принять её покровительство. В документе было высказано требование о передаче в руки шведов и Бауского замка со всеми в нём находящимися запасами провианта.

Агрессивный настрой Швеции не заставил себя долго ждать: уже в 1658 г. шведская армия снова напала на Земгале, под предводительством военачальника Роберта Дугласа захватила Митаву (Елгаву), взяла в плен семью герцога Екаба к заставила передать в распоряжение шведов Бауский и Добельский замки. Передача Бауского замка шведам состоялась 2 октября 1658 г.

Чтобы отвоевать назад Бауский замок, на него неоднократно нападали отряды польского войска под руководством Александра Полубинского (1626-1679), однако основательно укреплённый замок так и не удалось взять. Разрушенную крепость шведские войска оставили только в 1660 году после заключения Оливского мира.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Несмотря на бедственное состояние Бауского замка после военной разрухи, до конца XVII в. серьёзные восстановительные работы здесь не проводились. Герцог Фридрих Казимир (1650-1698), сын герцога Екаба, правивший с 1682 по 1698 г., начал реконструкцию крепости — повелел установить насос в колодце замка, ремонтировать здания, укреплять земляные валы. Тем не менее в инвентарной книге Бауского замка за 1698 г. указано, что большая часть помещений является непригодной для жилья, а крыша замка совершенно прохудилась.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Летом 1700 г. началась Северная война, на первых порах которой шведская армия одержала несколько побед. Несмотря на начатую работу по улучшению укреплений, в июле 1701 г. перед шведским войском капитулировал и гарнизон Бауского замка. Король Швеции Карл XII признал Бауский замок пригодным для выполнения функций склада и погранпоста, поэтому под руководством военного инженера графа Карла Магнуса Стюарта был создан план модернизации укреплений замка. Планом было предусмотрено расширение бастионов и повышение земляных валов с восточной стороны замка в направлении города, а также создание 2 новых бастионов с валами с западной стороны. На строительстве укреплений работали шведские солдаты, ремесленники из разных городов Курляндии и местные подводчики, а доставку материалов и провизии должны были обеспечить жители города и окрестностей.
012 - Бауский замок и река Мемеле, Латвия

О том, как выглядела крепость около 1701 г., можно судить по самому старому из известных изображений Бауского замка — рисунку К. М. Стюарта.
013 - Бауский замок, Латвия

В августе 1705 г. Бауский замок окружили русские войска, и, после непродолжительной осады, шведский гарнизон капитулировал. В 1706 г. русские части оставили Бауску, перед отступлением частично взорвав замок, после чего он постепенно стал превращаться в романтические развалины.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

К концу XVII в. замок был практически разрушен, а развалины привлекали внимание художников и историков. Их описывали, зарисовывали, а позднее и фотографировали многие исследователи истории Латвии, художники и любители старины. Акцентируя монументальность крепости, развалины в основном изображались с противоположных берегов Мусы или Мемеле.
014 - Бауский замок, Латвия

Первые археологические раскопки на территории Бауского замка уже в конце XIX в. организовал тогдашний его владелец князь Анатоль Ливен, однако археологическое исследование крепости в современном понимании началось только в 1976 г. Опираясь на материалы раскопок, в 70-х гг. XX в. были начаты работы по реставрации и реконструкции Нового Бауского замка, и уже в конце 90-х гг. корпусы резиденции герцога были восстановлены в первоначальном объёме. В 1995 г. чешские реставраторы начали работу по исследованию и реставрации декоративной штукатурки замка.
Настоящий вид Новый Бауский замок получил в 2007-2008 гг. благодаря использованию финансирования Европейского Фонда регионально Развития, когда были восстановлены фасады замка, кровельное покрытие и частично обустроены внутренние помещения.

Музей замка Бауска

На территории замка Бауска действует музей, на посещение которого неплохо было бы выделить хотя бы несколько часов.

Режим работы музея:
Май – сентябрь: ежедневно 9:00 – 19:00
Октябрь: ежедневно 9:00 – 18:00
Ноябрь – апрель: ежедневно 11:00 – 17:00, в понедельник закрыт
015 - Музей Бауского замка

Стоимость полного билета — 5€. Сюда будут входить: экспозиция истории Бауского замка, комнаты с интерьерами, военное укрепление, выставка нарядов и украшений в Курляндском герцогстве (1562-1620), хозяйственные помещения и руины крепости со смотровой площадкой.
016 - билеты в музей Бауского замка

Экспозиция истории

Детали, найденные во время археологических раскопок: профильные кирпичи, печные изразцы и изделия из камня. Отопительные печи украшали роскошные изразцы с ренессансным орнаментом, покрытые полихромной глазурью.
017 - Музей Бауского замка

В конце XVI — начале XVII в. для отопления Нового Бауского замка было сложено 17 печей и не менее 14 каминов. Для конца XVI — начала XVII в. были характерны зелёные, коричневые, жёлтые или полихромные печные изразцы с узорами рольверка, морески, оковки, трельяжа и стилизованным растительным орнаментом. Печи того времени имели как прямоугольную форму, так и форму с цилиндрическим башнеобразным завершением. Для печных изразцов, выполненных в стиле маньеризма второго этапа (1-я четв. XVII в. — 60-70 гг. XVII в.), характерен так называемый мотив обоев, а также симметричные стилизованные растительные мотивы, реже — портреты, аллегорические фигуры и персонажи Ветхого Завета. Изразцы этого времени в основном покрывала зелёная или чёрная глазурь.
018 - Музей Бауского замка
019 - Музей Бауского замка

При раскопках в Бауском замке было найдено большое количество фрагментов оконного стекла, в основном ромбовидной формы. Тонкое стекло в небольших делениях удерживала свинцовая оправа, которую от деформации на ветру защищали прикреплённые к противоположным концам рамы металлические прутья — так называемые ветровые оконные стержни. Массивные оконные коробки и рамы были изготовлены из дуба, их прочность увеличивала прибитая по углам блестящая луженая металлическая оковка.
020 - Музей Бауского замка

В отличие от окон, об аутентичных дверях Бауского замка почти ничего неизвестно. В раскопках найдены только отдельные элементы их фурнитуры – железные петли и крюки для петель. Настоящие двери и окна изготовлены во время реконструкции замка в Чехии по образцам оригинальных дверей и окон конца XVI в.

Одним из существенных элементов интерьера Нового Бауского замка являлись полы. В церемониальных залах полы были сделаны из широких досок из хвойных пород деревьев, а в трёх помещениях апартаментов герцога полы были выложены из глиняных глазурованных плиток в виде орнаментального узора. Эти плиты были изготовлены в форме вытянутого шестиугольника, их покрывала разноцветная яркая глазурь. На первом этаже Бауского замка полы хозяйственных помещений были выложены кирпичом, простыми глиняными плитами или утрамбованы доломитом.
021 - Музей Бауского замка

При дворе Курляндского герцогства, подобно тому, как это было в других местах Европы, начиная со 2-й половины XVI в. высоко ценилось образование знати — хорошие манеры, навыки фехтования, умение охотиться, владение иностранным языками, знания о новейших открытиях науки, понимание музыки и театра. Образование того времени наглядно характеризует факт, что будущий герцог Курляндии Фридрих в возрасте всего лишь тринадцати лет во время церемонии освящения придворной церкви в Елгаве в 1582 г. произнёс речь на латинском языке, которую присутствующие признали превосходной. При дворе Курляндского герцогства действовали воинская и симфоническая капеллы.
022 - Музей Бауского замка

Выставка нарядов и украшений в Курляндском герцогстве

В 1561 г. на левом берегу Даугавы было основано светское государство — Курляндско- Земгальское герцогство, и прежние рыцари Ордена стали полноправными владельцами земли, или помещиками. В герцогстве быстрыми темпами формировалась придворная культура, неотъемлемой частью которой, подобно тому, как это было в других странах Европы, стали помпезные дворцы-резиденции, роскошные интерьеры, изысканные манеры и определённый вид облачения.

Значительное влияние на данный процесс оказывали родственные связи новых правителей — герцогов династии Кетлеров и их супруг — с дворами других европейских государств. Представления первых Курляндских герцогов и герцогинь об одежде, соответствующей их общественному положению, большей частью создавались благодаря практическому опыту в странах, где жили их ближайшие родственники и политические союзники. Аристократический вкус и моду Курляндии той поры во многом диктовала Польша, король которой являлся феодалом Курляндии, и различные дворы Германии (Прусский, Померанский, Бранденбургский, Мекленбургский и Саксонский).

Кроме того, важно учитывать, что и в Европе эпохи Возрождения костюм не был явлением застывшим и однородным. Если в середине XVI в. знать упомянутых земель в основном следовала так называемой ганзейской моде, бравшей пример с итальянских нарядов, то в последней четверти XVI в. популярными стали формы строгого испанского платья. В регионе Северной Европы, в свою очередь, в начале XVII в. господствовали модные течения, заимствованные в Нидерландах. Несколько отличной от других манера одеваться сохранилась единственно в Польше, где в мужском гардеробе наряду с веяниями испанских тенденций чувствовалось влияние культуры сарматов.
023 - Музей Бауского замка

Мужской наряд представлял собой мантию испанского типа с длинными висячими рукавами, стёганый камзол с заниженной округлённой линией талии впереди и довольно длинными гладкими полами. Плотно прилегающие камзольные рукава, подобно рукавам пальто, могли быть сменными. На шее — воротник-фреза со сборкой в виде вертикально расположенной восьмёрки, на запястьях — такого же типа манжеты. Перчатки в то время были важнейшим аксессуаром гардероба. Так одевался герцог Готхард Курляндский — последний магистр Ливонского ордена.

Во 2-й половине XVI в. немецкая знать старшего поколения поверх камзола или кафтана носила широкую, открытую спереди, зачастую на меховой подкладке мантию, которая опускалась до колен или даже по щиколотку. В моде также были пышные в области плеча, собранные в складки рукава-буфы. С них обычно свешивались вниз прямые висячие рукава, роль которых иногда выполняли полоски ткани.

Молодые мужчины носили накидку округлой формы покроя, крепившуюся скрытой завязкой к обоим или одному плечу, с рукавами или без рукавов. Каждый мужчина имел, как минимум, три накидки, которые предназначались для ношения в разное время суток: в утренние часы, дневное время и для выхода вечером. Без накидки появляться в обществе разрешалось только прислуге. Длина накидки могла быть до талии, до бёдер и по щиколотку.
024 - Музей Бауского замка

В середине XVI в. мужские штаны и чулки создавали единый ансамбль, состоявший из пышных, щедро утолщённых набивкой коротких панталон, длина которых доходила до середины бедра, и пришитой или привязанной к ним чулочной части. Чтобы чулки на ногах лучше смотрелись, некоторые мужчины к голеням привязывали особые набивные подушечки.

Форма штанов была разнообразной. Немцы предпочитали панталоны из тканых полос, состоявшие из подкладки, набивки, яркого нижнего и верхнего слоя ткани, сквозь роскошно декорированные прорези последней проглядывала ткань среднего слоя. Все слои штанов на талии крепились поясом, а вокруг ноги — специальным валиком или лентой. Место застёжки на панталонах спереди уже со времён эпохи Средневековья прикрывал особо декорированный стёганый гульфик, формы которого в период с 40-х до 90-х гг. XVI в. достигли весьма внушительных размеров.
025 - Музей Бауского замка

Женский гардероб на примере одежды принцессы Анны Курляндской (1571-1619). Приталенное верхнее платье с полудлинными висячими рукавами, которые были тоже сменными, но мода поколения принцессы уже сменила гофрированные манжеты типа рафф на отложные манжеты, окаймлённые кружевами. Короткая, закруглённой формы накидка из рыси придаёт наряду польский акцент.
026 - Музей Бауского замка

В отличие от женщин династии Гогенцоллерн, проживавших в североевропейском регионе, женщины династии Габсбургов в Центральной Европе (австрийский двор) предпочитали испанскую моду и ещё в 1-й четверти XVII в. ходили в пирамидальном кринолине.
Как в мужском гардеробе, так и в дамской моде в то время присутствовал отдельно надеваемый стёганый туго накрахмаленный камзол со стоячим воротником и накладным воротником-брыжи.
Под плечевыми камзольными крылышками крепились длинные висячие рукава с раскрытым передним швом, который открывает взору руки в плотно прилегающих нижних рукавах другого цвета, запястья украшают плоёные манжеты. Все швы платья спрятаны под декоративными лентами, подчёркивающими силуэт и конструкцию наряда. При увеличении размера воротника-рафф женщины головные уборы обычно не носили.

Воротник-брыжи (фреза, рафф) мужчины и женщины в Европе носили в период с середины XVI в. до середины XVII в. Вначале это была небольшая оборка из ткани, пришитая к воротнику сорочки. Позднее воротник стал отдельной, сменной частью туалета, которую можно было стирать и крахмалить, предварительно сияв с платья или камзола.
Накрахмаливание позволяло сохранить форму воротника, а значит, размеры воротника могли увеличиваться. В то время разрешалось носить сразу несколько воротников-рафф, накладывая их друг на друга, также применялся метод окрашивания в разные цвета. Складки воротника укладывали в сложные дуги и виде восьмёрок, используя для этих целей специальные конусовидные утюги для гофрирования.
Крупные брыжи называли «мельничными жерновами» и носили под ними специальную основу, удерживавшую положение воротника под нужным углом. Воротники такого типа особенно нравились голландцам.
027 - Музей Бауского замка

Еще один пример женского гардероба на примере платья Курляндской принцессы. Это платье совершенно нового силуэта — плотно прилегающий лиф с узкими рукавами и глубоким U-образным вырезом, прикрытым нагрудным платком из тонкой ткани, с туго накрахмаленным веерообразным воротником.
Форма нового платья, создание которого приписывают французам и датчанам, требовала, чтобы кринолиновый каркас держал юбку на бёдрах в горизонтальном положении, создавая впечатление, будто хрупкий, зажатый в корсет торс «подаётся на большом подносе».
Юбку шили из прямоугольного куска ткани, которую от талии собирали в пышную сборку или укладывали в складки до самого края рамки кринолина. Дальше юбка ниспадала прямыми свободными фалдами. Чтобы прикрыть край кринолина, который вырисовывался под тканью, юбку дополняли оборки по талии — на горизонтальной поверхности юбки прикреплялась отдельная полоска ткани, которая тщательнейшим образом собиралась в сборку или укладывалась в складки и зачастую была задрапирована только при помощи булавок. Иногда в нижнюю часть юбки вдевали тяжёлую бечёвку или обруч из лозы.
028 -Музей Бауского замка

Под платьем женщины носили казиму (нижняя рубаха), корсет и кринолиновый подъюбник с кольцами различной формы.
029 - Музей Бауского замка
030 - Музей Бауского замка

Правила, изданные в 1591 г. герцогиней Анной Курляндской, определяли, какую одежду и украшения позволялось носить представителям разных сословий в Курляндском герцогстве. Документ регламентировал ограничения на ношение украшений для жён ратманов и других должностных лиц. Отдельно подчёркивалось, что «да не осмелится жена гражданина надеть чепец, украшенный золотыми или серебряными блёстками». Ограничения не распространялись на дворян Курляндии, которым разрешалось носить всё, что они пожелают.

В высшем обществе XVI в. внешнему виду уделялось очень пристальное внимание. Исключительно важно было произвести нужное впечатление своим блистательным внешним видом, так как это вызывало почтительное уважение со стороны окружающих, открывало дорогу в высшие круги общества, позволяло получить желаемую должность или выгодно женить детей.

По этой причине представители высшего света в XVI в. широко пользовались золотыми украшениями, которые часто дополнялись драгоценными камнями (алмазами, рубинами, изумрудами, опалами, топазами и сапфирами), декором из эмали или элементами цветного стекла, которое в XVI в. пользовалось особенной популярностью. В украшениях могли применяться и другие твёрдые камни, а для создания бус и камей в основном использовался пресноводный и морской жемчуг.
031 - Музей Бауского замка

Во 2-ой половине XVI в. в моду вошли прилегающие туфли с простым округлым носком. Их изготавливали из бархата, тафты и атласа, а начиная с последней четверти XVI в. — также из тонкой кожи. Подкладку для туфель шили из атласа, бархата или кожи различных ярких цветов. Обувь украшали надрезами, вышивкой, кружевами, жемчугом и драгоценными камнями или даже расписывали. Стельки в туфлях были из шерстяной ткани.
Почти весь XVI в. туфли каблуков не имели. Они появились только приблизительно в 60-70-х гг. XVI в. Сначала в каблучной части туфель и районе свода стопы образовалась так называемая «клиновидная подошва» с клином из пробки ил дерева. До конца столетия сформировался и каблук другого типа — он был сделан из нескольких слоёв толстой кожи или же был деревянным, но обтянутым кожей.
До конца XVI — начала XVII вв. ремешки туфель незаметно завязывали под язычко обуви. В начале XVII в. ремешки стали завязывать над язычком, место узелка украшали декоративной лентой или пышной туфельной «розой».
На тонкие и нарядные бальные туфли как женщины, так и мужчины надевали верхнюю обувь — шлёпанцы на платформе, которые защищали туфли от изнашивания и грязи. Верхние туфли делали на толстой подошве, которая повышалась в пяточной части. Верхний свод обуви изготавливали из бархата, тафты, атласа или тонкой кожи. Верхние туфли богато декорировали и отделывали подкладкой, в них была даже стелька. В конце XVI в. появилась верхняя обувь с открытой носочной частью и двусторонним шнурованным сводом (передней верхней частью). Так же, как в современных шлёпанцах, у них не было задника. Шлепанцы были исключительно популярны, и их носили вплоть до середины XVII в.
032 - Музей Бауского замка

Выставка военное укрепление

Самая старая часть замка (относится к середине XV в.) — единственная крепость Ливонского ордена, построенная уже во время существования огнестрельного оружия. Она соответствует переходному периоду от механического стрелкового оружия (метательные машины, лук, арбалет) к использованию огнестрельного оружия (пушки, аркебузы).

После возведения в конце XVI в. новой части замка — укреплённой резиденции Курляндского герцога — в Бауской крепости последовательно были реализованы все основные виды искусства фортификации, известные в Европе. В ходе археологических раскопок выяснилось, что в период с конца XVI в. до начала XVIII в. земляные укрепления замка были модернизированы четырежды.
033 - Музей Бауского замка

Архитектура крепости в точности отражает представления эпохи о том, как минимальными средствами защитить здание от воздействия огнестрельного оружия противника и одновременно при помощи стрелкового оружия, находящегося в замке, нанести окружающему крепость неприятелю по возможности больше урона.

Для обороны главных входных ворот на обеих башнях Бауского замка (круглой и полукруглой) и в надстройке над воротами были сделаны бойницы для пушек и другого стрелкового оружия.
В целях обороны замка бойницы устроили и в остальных башнях и защитных стенах крепости. В бойницах были проведены каналы доступа свежего воздуха и отвода порохового дыма.

С внутренней стороны верхней части оборонительных стен был обустроен бруствер — небольшая траншея, где, в случае нападения противника, располагались защитники замка, ведя обстрел по неприятелю сверху.
034 - Музей Бауского замка

Холодное оружие по способу его применения делится на оружие дальнего боя и оружие ближнего боя.
Холодным оружием дальнего боя, или механическим стрелковым оружием, были лук и арбалет, дальность полёта стрел которых достигала 200 шагов.

Начиная с XIV в. в Европе были широко известны английские лучники, служившие в качестве наёмников в войске Немецкого ордена. Из своих складных луков, в длину доходивших до 1 м, изготовленных из разных материалов, английские стрелки с расстояния 100 шагов могли прострелить кольчугу.

Арбалет, или механический лук, использовался уже римскими легионерами, однако, после падения Римской империи, он был забыт и только около XII, снова стал важнейшим стрелковым оружием в большинстве войск стран Европы. Такие арбалеты использовались и при защите Бауского замка.
035 - Музей Бауского замка

Важной составной частью экипировки воинов как эпохи Средневековья, так и Нового времени — пехотинцев, кавалеристов и стрелков — было холодное оружие ближнего боя: различных видов мечи, кинжалы, багинеты, штыки, копья, пики, алебарды, протазаны и др.

В 1705 г. в списке оружия Бауского замка упомянуто 30 багинетов, приписываемых саксонцам. Багинеты — это оружие с коротким гранёным остриём и небольшой рукояткой, которые можно было насаживать на стволы мушкетов.
036 - Музей Бауского замка

Первые образцы ручного огнестрельного оружия в Европе появились в конце XIV в. Оружие, небольшого размера и калибра прикрепляли к деревянным ложам или крепили железными крюками, порох в стволе зажигали при помощи фитиля, который стрелок вручную прикладывал к отверстию в конце ствола.
В 1-ой половине XVI в. в армиях стран Европы стали применять мушкеты. Поскольку мушкеты были тяжёлыми, во время прицела и стрельбы под их ствол ставили особую деревянную подставку с развилиной — сошку. В середине XVI в. в ручном огнестрельном оружии появился колесцовый механизм, а в конце XVII — начале XVIII вв. большая часть армий европейских государств мушкеты заменила ружьями с кремневым замком — фузеи. Всё ручное огнестрельное оружие XVI -XVII вв. заряжалось с дула, для стрельбы использовались свинцовые пули.
037 - Музей Бауского замка

При сравнении инвентарных записей Бауского замка и ручного огнестрельного оружия, упомянутого в оружейных списках, можно констатировать, что его количество в крепости больше чем за полвека увеличилось как минимум в семь раз (с 48 до 370).

Интерьеры комнат

Вытесанная в камне пышная парадная лестница ведет со двора к главному входу и Прихожей герцогского корпуса. Информация для воссоздания лестницы была получена в результате раскрытого археологами ее фундамента и найденных тесаных каменных фрагментов (287 единиц), часть которых помещена в объем реконструированной лестницы. В инвентаризации Бауского замка 1650 года упоминается поврежденная парадная лестница, ведущая на второй этаж герцогского корпуса. В инвентаризации 1652 года записано, что разрушенную лестницу починили каменщики, присланные «его высокородным сиятельством».
038 - Музей Бауского замка

Прихожая.

Функцией Прихожей было отделение репрезентативных помещений от личных апартаментов, а также роль импровизированной кухни во время праздников.

В инвентаризациях Бауского замка XVII века указано, что в Прихожей имелся «один дымоход, укрепленный при помощи железного стержня». В Прихожей главного входа замков эпохи ренессанса обычно встраивали дымоход с открытым очагом, где во время празднеств готовили, грели и декорировали блюда перед подачей на стол в расположенном рядом парадном зале.

Типичная для XVI в. известково-песчаная штукатурка стен прихожей воссоздана по сохранившимся в интерьерах Бауского замка фрагментам исторической штукатурки, поверхность которой была прессована и затем несколько раз покрашена известковой краской.
039 - Музей Бауского замка

Передняя.

В XV-XVI веках в итальянских трактатах по архитектуре зодчие эпохи ренессанса первыми начали говорить о разделении помещений на парадные и личные апартаменты. Передняя служила буферной зоной перед комнатой правителя. Одни знатные особы использовали переднюю как личную столовую, другие принимали в ней друзей или давали аудиенции, у третьих там дежурил или ночевал личный слуга.
040 - Музей Бауского замка
041 - Музей Бауского замка

В Бауской резиденции стены Передней комнаты апартаментов герцога покрыты ренессансной штукатуркой на песчано-известковой основе. Поверхность была многократно покрашена известковой краской.

Для реконструкции красочного слоя потолка и дверей Передней использован известный еще со времени средневековья земляной пигмент «землисто зеленый» с черными вкраплениями органического происхождения, подобно остаткам краски на балке конца XVI века, найденной в старинном бауском, доме. Зеленые крашеные двери упоминаются в инвентаризационных актах и других дворцов герцогства.

В помещении воссоздана печь конца XVI — начала XVII веков. В реконструкции были использованы изразцы, относящиеся ко времени строительства резиденции. На основе инвентаризаций и других архивных документов Бауского замка можно сделать выводы, что печи герцогской резиденции перекладывались, по крайней мере, три раза.

В Передней воссоздан характерный для интерьеров эпохи маньеризма пол из глазурованных керамических плиток, выложенных в типичном для XVI — XVII веков рисунке. Оригиналы напольных плиток найдены в этом помещении во время археологических раскопок. Помещения под апартаментами герцога имели арочные перекрытия. Арочная конструкция была способна выдержать как значительный вес пола, так и вес массивных печей.
009 - Бауский замок, комнаты, Латвия

Комната герцога

В инвентаризации Бауского замка 1650 года данное помещение имеет немецкое название cammer. В итальянских замках эпохи ренессанса комната правителя являлась сердцевиной здания и обозначалась термином camera. В Бауском замке только главная комната правителя имеет Переднюю и отдельный туалет. Комната герцога могла служить как рабочим кабинетом, так и спальней, и жилой комнатой. В отличие от парадных залов, она находится в глубине анфилады. Обычно в комнате правителя находилась одна, а иногда и несколько кроватей.
042 - Музей Бауского замка

Описывая помещения правителей замков, архитекторы, художники и служащие эпохи ренессанса упоминают некое небольшое, особо личное, дополняющее главную комнату, помещение (маленькая комнатка). Не исключено, что в Бауском замке комнатка представляла собой зимнюю или дневную кровать. В XVI и XVII веках такие кровати были короткие, предусмотренные для сна полусидя.
043 - Музей Бауского замка

В комнате герцога сохранился небольшой фрагмент прессованной известково-песчаной штукатурки конца XVI века, покрытый несколькими слоями известковой краски. По этому образцу воссозданы штукатурка и покраска стен.

При археологических исследованиях в кабинете герцога были найдены глазурованные напольные плитки шестиугольной формы синего, белого, желтого и зеленого оттенков, а также коричневые плитки квадратной формы, которые послужили образцами для реконструкции полов. Около камина выложены оригинальные фрагменты плиток. Также, как и оригиналы, копии напольных плиток были изготовлены вручную и подвержены обжигу в дровяной печи.
044 - Музей Бауского замка

Из инвентаризационной описи Бауского замка 1650 года следует, что комната герцога обогревалась печью и камином.

При исследовании замка были констатированы две системы печного отопления: суть более ранней системы состоит в том, что печь обогревалась горячим воздухом, поступающим из камина, расположенного рядом с корпусом печи, или за стеной (в документах часто обозначен «дымоходом»). Более современная система предусматривала расположение топки внутри корпуса печи с открывающейся дверцей.

В комнате герцога реконструированы башнеобразная (цилиндрическая) печь с топкой в соседнем помещении и камин, от которого через отверстие в стене нагревалась печь в спальне герцогини.
045 - Музей Бауского замка

За основу реконструкции оконных витражей послужили найденные в археологических раскопках зеленые и желтые фрагменты витражных стекол ромбовидных, четырехугольных и аркообразных форм. В композициях воссозданных витражей помещены витражные гербы герцога Фридриха и герцогини Елизаветы Магдалены.
046 - Музей Бауского замка

Туалет

При перестройке замка Ливонской крепости в резиденцию, со стороны реки на стыке северного корпуса и северо-восточной башни на наружной стене был построен туалет с шахтой, к которой в цокольной части было сделано отверстие для вентиляции или стока. От комнаты герцога туалет отделен двойной дверью, которая защищала от запаха и холода. В XVI веке в передней туалета обычно стоял переносной туалетный стул, которым пользовались в ночное время или в случае болезни. Для рядовых придворных и слуг туалеты были на первом этаже.
047 - Музей Бауского замка

Спальня герцогини

В Бауском замке функция спальни герцогини определена в инвентаризационном акте 1650 года. В классических примерах дворцов эпохи ренессанса, когда супруге правителя не выделялось отдельных апартаментов в другом крыле (личных жилых комнат), ее спальня располагалась сразу за спальней ее супруга. В спальне всегда находилась кровать с балдахином, сундуки для одежды и т.п., однако помещение также служило и как жилая комната семьи и как личная приемная.
048 - Музей Бауского замка
049 - Музей Бауского замка
050 - Музей Бауского замка
051 - Музей Бауского замка

В стенах помещения сохранились отверстия для монтажа некого объекта (в инвентаризации упоминаются три рейки вдоль стен) — возможное свидетельство того, что на рейках стен спальни герцогини были прикреплены гобелены или обои — излюбленный прием убранства помещений XVI и XVII веков.
052 - Музей Бауского замка

Во время Рождества 1650 года служащий, проводивший инвентаризацию в спальне герцогини, внес в список один камин из тесаных камней и одну старую зеленую печь. Во время археологических раскопок был найден высеченный из доломита рельеф c головой ангела, фрагмент пилястра с мотивом фруктов, фрагменты декоративных плиток и остатки каминного порога. Все найденные фрагменты помещены в реконструированном камине.
053 - Музей Бауского замка

При реконструкции печи за образец были выбраны портретные изразцы, найденные при раскопках отходной ямы XVII века у внешней стены замка. В яме археологами были обнаружены фрагменты зеленых глазурованных изразцов, принадлежащих по крайней мере двум, установленным в Бауском замке печам конца XVI века, одна из которых датирована 1588 годом.
054 - Музей Бауского замка

Зал

В итальянских дворцах эпохи ренессанса Зал был самым большим помещением здания и вторым по значимости после комнаты правителя. В ряду репрезентативных помещений Зал находился сразу за главным входом. В Зале подавался обед правителю и его свите. Его использовали для мероприятий, требующих большого пространства — собраний, банкетов, танцев, театральных представлений и для игр. В больших домах зал служил для приема гостей и важных церемоний.

Сводом законов герцога Готхарда 1581 года было предусмотрено: каждый день для обеда и ужина в замке накрывать 18 столов, шесть из которых — в большом зале.

В инвентаризациях 1650 и 1652 годов без подробных пояснений указано, что по приемам декоративной отделки потолок в зале отличается от потолков апартаментов. Сохранившиеся стены зала не давали никакой информации об исторической конструкции потолка, поэтому в зале был реконструирован простой и непретенциозный кассетный потолок (наиболее распространенный в эпоху ренессанса и маньеризма тип потолка).

На стенах Зала сохранились фрагменты пористой известково-песчаной штукатурки, покрытой слоем светлой известковой краски, не имеющие никаких следов декора. Несмотря на характерную для эпохи ренессанса и маньеризма цветовую насыщенность интерьеров, парадные залы часто красили в белый цвет и называли Белыми залами.
055 - Музей Бауского замка

В XVI веке камин был главным декоративным объектом интерьера зала. В середине XVI века камины украшали декором из тесанного камня или фигурной росписью, а также волютами и различными орнаментами. Форма каминного навершия — капюшона в виде усеченной пирамиды постепенно становилась более пластичной и со временем совсем исчезла. Столешницу камина формировали профильные пояса, массивные боковые опоры становились более грациозными, приобретая форму фигур, колонн или пилястр. Структура камина становилась более архитектонична.

В руинах Бауского замка на западной стене Зала были ясно обозначены места камина и дымохода. Во время археологических раскопок декоративные фрагменты камина из тесанного камня были найдены в местах, где они обвалились во время разрушения здания. Находки были помещены в состав реконструированного камина.
056 - Музей Бауского замка

Малый зал

Малый зал располагался рядом с большим залом и служил более интимным местом для обедов главных персон и приема важных гостей. Кроме обеденного стола и мебели для сидения в зале был установлен богато драпированный парадный стол, на котором были выставлены художественно декорированная посуда из золота и серебра, столовые приборы, статуэтки и другие репрезентативные предметы.
057 - Музей Бауского замка

Портал

На первом этаже можно увидеть детали чугунного портала датируемые второй половиной XVII века, которые были найдены рядом с фундаментом Елгавского замка Кетлеров в 1998 году.
Поскольку уже в 1932 году была найдена одна такая же колонна, предположительно, всего было четыре колонны, образующие декоративный портал Елгавского замка. Известно, что при строительстве Елгавского замка времени герцога Фридриха Казимира Кетлера была построена наружная лестница, ведущая в зал второго этажа, вход в который украшал пышный портал. Отлитые чугунные детали могли быть составной частью этого портала. Уникальное чугунное литье скорее всего было выполнено на одной из чугунолитейных мастерских курляндского герцога.
058 - Музей Бауского замка
059 - Музей Бауского замка

Коллекция фрагментов каменной декоративной отделки Бауского замка

В археологических раскопках Бауского замка найдено 263 фрагментов резного камня, которые отличаются по форме, профилю и пластики поверхности. Многие из них удалось идентифицировать и вернуть на прежние места в ходе реставрации. Однако, в коллекции осталось довольно большое количество фрагментов каменной декоративной отделки Бауского замка, применение которых на фасадах или в интерьере замка пока не выяснено.
060 - Музей Бауского замка
061 - Музей Бауского замка

Комната управляющего

Главной обязанностью управляющих замками курляндского герцога было обеспечение в них порядка. В случае необходимости управляющий был обязан брать на себя командование гарнизоном. В поле зрения управляющего была забота о границах владения, о герцогских лесах и о том, чтобы никто не смел охотиться в герцогских охотничьих угодьях. Управляющий ведал судом и выполнял дипломатические поручения герцога. За это управляющему ежегодно полагалось пособие в 800 флоринов, корм для шести лошадей, дрова для обогрева комнат и обслуживающий персонал.

В Елгавском замке во время отсутствия придворного маршала, под надзором управляющего были кухня и подвал, а также обязанность, по субботам вместе с рентмейстером или кассиром выполнять проверку кухонных и других счетов. Когда герцог находился в замке, управляющий присутствовал за обеденным столом в главном зале вместе с другими знатными вельможами, а во время отсутствия герцога столы накрывались в апартаментах управляющего. Тогда в его обязанность входило прием находящихся в замке советников, канцелярских служащих и других должностных лиц, тем самым подтверждая статус доверителя герцога.
062 - Музей Бауского замка
063 - Музей Бауского замка

Кухня

Рядом с комнатами управляющего располагалась кухня.

В огородах замковой усадьбы выращивали овощи: капусту, морковь, свеклу, лук, чеснок, хрен, зерновые и хмель. Плодовый сад давал урожаи яблок, вишни и красной смородины. Под ведомством скотницы были животноводство, птицеводство, молочное хозяйство и сыроварня.

В пищевом рационе замка предпочтение отдавалось мясным и молочным продуктам. Мясо употребляли свежим, а также в засоленном и вяленом виде. Также поступали с морской и речной рыбой (в усадебном хозяйстве трудились три рыбака и охотник). Из молока производили масло, сметану, жирный сыр, подобный сорту Эдам. Птичье хозяйство давало яйца и мясо. Зерновые и гречку хранили в закромах. Для повседневного рациона мололи муку и крупу. Пекли ржаной и ячменный хлеб. В документах упоминаются черный хлеб, а также серый и кисло-сладкий. Для знати пекли белый хлеб, желтый с шафраном, пирожные с маком и белоснежное рисовое печенье.
В подвале хранили ячменное пиво, медовый напиток, который варили из меда с разными травами, патоку для слуг (патоку готовили из вторично используемого ячменя и хмеля, добавляя приправы), ржаную водку, а также заграничные и привезенные из Сабиле вина.
064 - Музей Бауского замка
065 - Музей Бауского замка

Руины замка

Самая старая часть замка относится к середине XV в., ее реконструировать не стали, а просто законсервировали в ходе реставрационных работ. Всего в замке 5 башен, самая толстая, центральная, носит гордое название Страж горы, или просто Большая. Именно на этой башне находится смотровая площадка. Толщина нее стен достигает 4-х метров.
066 - Музей Бауского замка

Внутренний двор старого замка:
067 - Музей Бауского замка

Работницы музея, одетые в средневековые платья, отлично вписываются в интерьеры Бауского замка.
068 - Музей Бауского замка

В списке оружия и амуниции Бауского замка за 1660 г. в зафиксировано 17 пушек различного калибра, 3 гаубицы и 2 мортиры. В конюшне замка то время хранилось 5 новых лафетов без стволов и несколько сломанных полевых лафетов, а 6 новых, нескованных полевых лафетов было размещено в Старом замке. Всё стрелковое оружие было установлено в предусмотренных для него местах и оснащено необходимыми принадлежностями. В 1705 г. в списке оружия замка числилось уже 46 разнокалиберных пушек, 4 мортиры и 8 гаубиц.
069 - Музей Бауского замка

Забава для туристов:
070 - Музей Бауского замка

По одной из легенд, много веков назад по другую сторону Бауского замка похоронен мастер-каменщик, который когда-то строил этот замок. Люди рассказывают, что каждую полночь можно увидеть, как он выходит, поднимается на башню замка и продолжает работу, начинает там класть стену. Его дух все не может смириться с тем, что дело всей его жизни было разрушено войнами.
071 - Руины Бауского замка

В стенах первого этажа башни находится три бойницы, а центр украшен горкой пушечных ядер:
072 - Руины Бауского замка

Верхние этажи башни также предназначались для защиты замка.
073 - Руины Бауского замка

Поднявшись на смотровую площадку, первым делом открывается вид на реку Муса.
074 - смотровая Бауского замка

Река Муса, дорожный мост и окраины Бауски:
075 - смотровая Бауского замка

Прямо – оранжевые крыши Нового замка:
076 - смотровая Бауского замка

Слева – река Мемеле, которая делает крутой 90-градусный поворот, и еще одна полуразрушенная башня. Она безымянная и соединена со Стражем горы подземным переходом на уровне погреба.
077 - смотровая Бауского замка

Двор старого замка с высоты Большой башни и река Мемеле.
078 - смотровая Бауского замка

Всего на реконструкцию замка было потрачено 3 млн. лат. Большая часть средств ушла на укрепление берегов. Обе реки – Муса и Мемеле – очень быстрые, и своим течением они просто вымывали утес, на котором стоит замок. Казалось, еще немного, и весь замок рухнет. Благодаря стараниям строителей и реставраторов, а также зарубежной помощи, памятник истории удалось спасти и обратить в интереснейший музей.
079 - смотровая Бауского замка

Город Бауска

Бауска – очень маленький город, и его компактность туристам только на руку. К тому же, можно составить свой маршрут вкруговую, пройти по главным улицам, увидеть основные достопримечательности, историческую застройку, и выйти к автовокзалу.

Наш маршрут начинается с центрального кольца на пересечении улиц Kalna (которая ведет к ратуше), Zaļā (которая ведет к автовокзалу) и Uzvaras (которая ведет к Баускому замку). Без преувеличения, это самый центр город.
080 - карта Бауска

И сразу же перед глазами вырастает большой торговый центр, в котором находится и Rimi, и Maxima, и еще какие-то отделы с разными товарами. Напомню, город 10 тыс. человек.
081 - магазины в Бауске

Магазины очень большие, выбор продуктов отличный, можно сразу купить себе что-нибудь перекусить.
082 - Rimi в Бауске

Выпечка вкусная, рекомендую хлебушек с чесночком.
083 - выпечка в Rimi, Бауска

Колбасно-мясная витрина:
084 - Rimi, Бауска

На противоположной стороне спортивная школа. Симпатичное здание!
085 - спортивная школа, Бауска

Газоны стригут машинкой, так быстрее и меньше шума:
086 - стрижка газонов в Бауске

Потом вручную достигают около деревьев, столбов и прочих препятствий:
087 - стрижка газонов в Бауске

Небольшой сквер рядом с магазином. Ничего особенного, по посидеть тут было приятно.
088 - сквер в Бауске

А это сама улица Uzvaras, которая приведет нас к Баускому замку.
089 - улица Uzvaras в Бауске

Бауская среднеобразовательная школа №1. Обратите внимание на количество припаркованных велосипедов.
090 - школа в Бауске

Общественный транспорт Бауски представлен исключительно автобусами.
091 - общественный транспорт в Бауске

Православная церковь Св. великомученика Георгия Победоносца, построенная в 1881 году. В момент постройки церковь стояла за пределами города и хорошо просматривалась со стен Бауского замка. В советское время город сильно разросся и поглотил церковь.
092 - церковь Св. Георгия, Бауска

Галерея искусств по адресу Uzvaras, 16 – еще одно привлекательное здание на этой улице.
093 - Галерея искусств, Бауска

Продолжаем идти по улице Uzvaras. Для парковки выделено место вдоль обочины. Справа – здание 1929 года. Советская застройка, которую поддерживают в отличном состоянии, реставрируют и вписывают в облик латвийского города.
094 - улица Uzvaras, Бауска

Дом на 2 квартиры? Интересная форма у дома.
095 -  улица Uzvaras, Бауска

Бараков во дворах тоже хватает.
096 - улица Uzvaras, Бауска

Еще один красивый дом советского периода, с сохранившейся парадной дверью, которой сейчас не пользуются. Балкон тоже сохранился.
097 - улица Uzvaras, Бауска

В конце улицы начинается череда памятников.

Памятник «Погибшим за свободу Латвии в 1915-1920 годах». Par Latvijas brīvību kritušiem 1915-1920.
098 - Погибшим за свободу Латвии

Защитникам Бауски против второй советской оккупации. 1944.28.07.—14.09. «Латвия должна быть латышским государством». Является первым установленным в Латвии памятником латышским батальонам Waffen SS.
099 - Защитникам Бауски против советской оккупации

И еще один монумент военной тематики 1940-1990 гг.
100 - монумент в Бауске

Вот и подошли к Баускому замку, о котором очень подробно было написано в начале статьи.
000 - Бауский замок, Латвия

Замок с трех сторон омывается водами рек Муса и Мемеле – идеальное место для фортификационного сооружения.

Нагулявшись по замку, уходим по набережной Мемеле вглубь города. Оборачиваясь назад, сквозь деревья видно замок.
001 - Набережная Мемеле, Бауска, Латвия

Набережная, конечно, условная, но прогулочная зона очень приятная, даже уходить не хотелось.
101 - набережная Мемеле

Улица Rūpniecības (Производственная) уже не является главной, отчего жилые дома выглядят просто.
102 - Улица Rūpniecības, Бауска

А тут вообще все заброшено.
103 - Улица Rūpniecības, Бауска

Еще одна заброшка.
104 - Улица Rūpniecības, Бауска

Да, уйдя с центральной улицы, чуда не произошло. Зато можно вдоволь налюбоваться цветущим деревом!
105 - Улица Rūpniecības, Бауска

Продолжаем двигаться по улице Rūpniecības:
106 - Улица Rūpniecības, Бауска

По правую сторону стоит огромное монументальное здание без каких-либо опознавательных знаков, скорее всего середина XIX века, и, по всей видимости, тоже заброшено. Тут могло бы расположиться какое-нибудь учебное заведение. Разумеется, после капитального ремонта.
107 - Улица Rūpniecības, Бауска

Деревянные дома тоже встречаются.
108 - Улица Rūpniecības, Бауска

Сворачиваем на улицу Baznīcas (Церковную), и перед нами предстает Бауская Евангелическо-Лютеранская Церковь Святого Духа.
109 - Бауская Евангелическо-Лютеранская Церковь Святого Духа

Красивый домик на переднем плане тоже относится к церкви. На двери расписание приемов.
110 - Бауская Евангелическо-Лютеранская Церковь Святого Духа

Бауская Евангелическо-Лютеранская Церковь Святого Духа, построенная для немецкой городской общины в 1591-1594 гг. Изначально церковь была построена без башни. Ее пристроили позже – в 1614 году.
111 - Бауская Евангелическо-Лютеранская Церковь Святого Духа

Во время польско-шведской войны церковь подверглась сильным разрушениям. В 1701 году здание пострадало из-за пожара. В 1813 году шпиль пришлось снести, так как он был повреждён ударом молнии. За годы своего существования церковь многократно ремонтировалась и перестраивалась. Один из колоколов церкви отлил в 1606 году рижский мастер Хансс Мейерс, второй был отлит 6 октября 1735 года, материалом для его изготовления послужил бывший колокол церкви Святой Троицы.
112 - Бауская Евангелическо-Лютеранская Церковь Святого Духа

Очень жаль, что не удалось попасть во внутрь. В церкви установлен белоснежный орган, подаренный церкви российским сенатором фон Корфом. На концах деревянных скамеек XVII — начале XVIII вв. сохранилась цветная резьба с изображением герба Бауски 1640 года (золотой лев на красном щите).

В 1998 году Бауская Евангелическо-Лютеранская Церковь Святого Духа была внесена Государственной инспекцией по охране памятников культуры в список охраняемых памятников как объект, имеющий «Национальное значение», под №6167.
113 - Бауская Евангелическо-Лютеранская Церковь Святого Духа

Во всей Бауске можно встретить маленькие розовые цветочки, этот был запечатлен во дворе церкви.
114 - цветок в Бауске

Дома напротив церкви Св. Духа не в лучшей форме.
115 - улица Baznīcas, Бауска

А впереди уже виднеется улица Rīgas (Рижская), которая приведет нас к Ратуше.
116 - улица Rīgas, Бауска

Рижская улица сохранила чудесную деревянную застройку, которая еще не разваливается, но уже просится на реставрацию.
117 - улица Rīgas, Бауска
118 - улица Rīgas, Бауска

В целом, улица Рижская выглядит именно так. Располагает для прогулок, особенно в солнечную погоду.
119 - улица Rīgas, Бауска
120 - улица Rīgas, Бауска

Каменные дома тоже присутствуют, и они не менее интересны, чем деревянные.
121 - улица Rīgas, Бауска
122 - улица Rīgas, Бауска

А так выглядит двор. Намного аккуратнее, чем такие же дворы в России.
123 - улица Rīgas, Бауска

Это брошенное на первый взгляд здание — Бауский краеведческий и художественный музей, только со двора.
124 - Бауский музей

Парадный вход в Бауский краеведческий и художественный музей находится со стороны ратушной площади. Это бывшее здание городского отеля. Музей предлагает ознакомится с культурой и историей Бауски и окрестностей. Экспонаты на тему земледелия, религии, здоровья, искусства, политических и военных событий.
125 - Бауский музей

Баускую ратушу трудно не заметить! Яркое красное здание с башенкой и шпилем – так городская ратуша выглядит сейчас. Ее строительство началось в 1616 г., и не известно, когда было завершено. Археологическое изучение нынешней постройки позволило утверждать, что она стоит на месте более старого здания, имевшего традиционный трехчастный вид.
126 - Ратуша в Бауске

Ратуша была перестроена в XVII веке и являлась самой крупной в Курземе (историческая область Латвии, входившая в состав владений Ливонского ордена, Речи Посполитой, Российской империи).
На втором этаже заседали и работали магистрат и ратманы, этажом ниже помещалась весовая палата Бауски, а в подвалах здания хранили запасы вина. Колокол, установленный на башенке, как водится, сообщал жителям города, когда происходило что-то важное.
127 - Ратуша в Бауске

В XVIII в. Ратуша много раз перестраивалась, однако, к 1852 г. была в столь удручающем состоянии, что грозила вот-вот обвалиться. Тогда городской совет принял решение снести ее и построить новую. Автором архитектурного проекта стал Отто Дитзе, но вскоре стало очевидно, что его план слишком дорог. В результате вместо того, чтобы снести ратушу, ее стали опять перестраивать, но по плану того же архитектора.
128 - Ратуша в Бауске

Последняя реставрация ратуши прошла в 2010 году. Ей возродили оригинальный облик: ренессансный интерьер, уникальные росписи потолка, каменный фонтан на фасаде и башенные часы. Ратуша в Бауске стала самой старой из отреставрированных городских Ратуш в Латвии. На башенке открыта обзорная площадка.
129 - Ратуша в Бауске

Здания вокруг ратушной площади. В каких-то живут люди, в каких-то находятся кафе и магазинчики.
130 - ратушная площадь, Бауска
131 - ратушная площадь, Бауска
132 - ратушная площадь, Бауска
129 - ратушная площадь, Бауска

Решили прогуляться дальше по Рижской улице. Буквально с первых шагов за ратушной площадью стало понятно, что затея сомнительная.
133 - улица Рижская

Опять начались заброшки.
134 - улица Рижская

Среди обшарпанных домов красуется желтенький отельчик.
135 - улица Рижская

А на противоположной стороне вот такой дом.
136 - улица Рижская

Свернув на улицу Kalēju, попали в сквер с памятником Viļa Plūdoņa. Памятник установлен в августе 2014 г. В изготовлении памятника использованы разные сплавы металлов, которые при солнечном свете создает интересный визуальный эффект. Памятник создан в виде листа, из которого выходит фигура самого поэта, вылетают лебеди «в солнечную даль», на нем можно прочитать фрагменты стихов поэта.
137 - Viļa Plūdoņa, Бауска
138 - Viļa Plūdoņa, Бауска

По улице Saules можно дойти до автовокзала. По пути снова заброшенный дом. Население Бауски за последние пару лет несколько снизилось. Маленький город с богатой историей, но без особых развлечений для местных жителей – молодежь уезжает, старики умирают.
139 - улица Saules, Бауска

Рядом детский садик немаленьких размеров.
140 - Детский сад в Бауске
141 - Детский сад в Бауске

По дороге встретился брошенный «Дворец культуры» или «Кинотеатр Победа». Именно так бы подобное здание с колоннами именовалось в России. В Бауске почему-то здание не прижилось, хотя на первых порах прогулки было видно, что дома сталинской эпохи используются достаточно активно и даже реставрируют.
Видно, что здание начали реставрировать, но почему-то бросили.
142 - дом с колоннами в Бауске

И снова супермаркет Rimi и Maxima, рядом с которым мы начинали прогулку.
143 - магазин Rimi в Бауске

В 10 минутах ходьбы – автовокзал. Выглядит вполне себе современно.
144 - автовокзал в Бауске

Как добраться до Бауски?

Из Москвы проще всего добраться до Бауски через Ригу. Оптимальным вариантом поездки до столицы Латвии является автобус Москва – Рига компании Lux Express. Время его прибытия — 12.00 по рижскому времени.

В Ригу на LuxExpress

Далее необходимо пересесть на местный автобус Рига — Бауска, отходящий от рижского автовокзала в 14.50. Купить билет можно и онлайн.

Автобус Рига - Бауска

Если ваше путешествие охватывает две столицы — Вильнюс и Ригу, то посещение города Бауска также можно включить в программу. Хорошим вариантом будет высадиться, например, с одного из этих автобусов, которые следует из Вильнюса в Ригу через Бауску.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>