Не только культурное наследие привлекает туристов в другую страну, не менее интересно посмотреть на быт людей, их досуг и общественный транспорт. Побывав в Польской столице, мы успели посмотреть и исторический центр, и жилые район и парки города.
Благоустройство Варшавы
Оглавление
Жилые районы Варшавы
Район Bielany
Улица Jana Kasprowicza района Bielany, на которой находятся станции метро Слодовец, Старе Беланы, Вавжишев и Млоцины (конечная), далеко не новая, ее давно начали застраивать, а сейчас в промежутках пристраивают новые дома, поэтому пейзажи типа этих (где бок о бок стоять новые и старые дома) сопровождали нас на всем пути:
Жуткие советские киоски. То, что мы в другой стране, выдают только польские вывески.
А здесь заграницу выдают припаркованные велосипеды. В остальном же, для большинства россиян, это привычный взгляду жилой район. Самый обычный, ни больше, ни меньше.
Еще один старый дом, увешанный заржавелыми спутниковыми тарелками. Держу пари, никто из вас даже не обратил на это внимание, дом как дом, обычный дом.
А вот еще один кадр из России. У нас все окраины застроены такими домами, только раза в три, нет, в четыре, нет, в пять выше. Так живет современная Россия. Так живет и Польша, но не современная.
Современная Польша научилась строить красивые жилые дома, учится разделять мусор, правильно парковать машины и мотивирует жителей пересаживаться на велосипеды. А еще Польша очень патриотичная, вы только посмотрите сколько флагов:
Единственное, что бросается в глаза, это спутниковые тарелки, портящие вид здания. А торчащий на балконе велосипед указывает на отсутствие вело-парковки рядом с домом. Так же иногда встречаются рекламные баннеры на балконах.
Какое цветущее дерево! Почему у нас таких не сажают?
Еще один новый дом рядом со станцией Слодовец. Одиннадцать этажей, выше не строят.
А этот – рядом со станцией Вавжишев.
Интересный дорожный знак с девочкой.
Район Bialoleka
Район Bialoleka находится на левом берегу реки Висла. От конечной метро Млоцины (Mlociny) через мост туда проложены выделенные трамвайные пути. В отдаленной северной части района дома наиболее современные, некоторые территории огорожены с постом охраны.
Чем более современный дом, тем более он нейтральный, однако, забор портит весь вид. При приближении видно, что велосипеды хранятся так же на балконах.
Контейнеры для сбора ненужной одежды стоят буквально на каждом углу.
Милый жилой район, никаких высоток на окраине в Варшаве не строят.
Иногда встречается и такое. Да, в Польше с рекламой еще не все в порядке, но в Варшаве такое засорение баннерами скорее исключение, у нас же в любом городе – это в порядке вещей.
Еще один жилой комплекс, теперь в зеленом цвете. Восемь этажей – максимум. Перед домом видны контейнеры для сбора одежды. Издалека может быть невидно, но все дома огорожены заборами, что является определенным показателем, таким же, как и велосипеды на балконах.
Еще одно чудесное цветущее дерево.
А во дворе этих домов цвет розовая магнолия. Но, простите, как у такого элегантного двора с магнолией может быть такая калитка? И вообще, зачем она?
Еще два жилых комплекса, разделенные и огороженные заборами. Абстрагируемся от этих ужасных заборов и полюбуемся современными домами: ничего лишнего, все строго, нейтрально и красиво.
Балконы так низко, что можно прямо из квартиры выйти на зеленую лужайку босиком.
Тротуары и дороги застелены плиткой. Для машин отведены парковочные места.
Но не каждый паркуется как положено. Впрочем, у нас бы давно эта машина стояла прямо на газоне.
Для крупного мусора отведен специальный «домик». Так мусор не раздувается ветром по двору. Для мелкого мусора стоят разноцветные контейнеры с разделением на бумагу, стекло и пластик.
Подъезды без ступенек, чтобы человек в инвалидной коляске мог легко заехать, и чтобы женщины не тягали коляски с детьми, а легко их закатывали. Есть маленькая вело-парковка, но похоже ей пользуются только во время отдыха на лавочке.
Интересная особенность Польши – нумерация этажей. То, что у нас 1-ый этаж, в Польше – 0-ой. Так что «0» отвезет вас на этаж выхода из подъезда, а не в подвал, как мы сначала подумали.
В этом замечательном районе нет только детской зоны, чтобы можно было выйти погулять с ребенком во дворе. Интересно, куда выходят на прогулки молодые мамочки, живущие в таких домах?
Район Śródmieście
Побывав на самой окраине Варшавы, перемещаемся в центр – район Śródmieście. В центре тоже есть отличные образцы современной застройки. А что еще более удивительного – дома стоят практически в парковой зоне, где даже не слышен шум машин и создается ощущение, будто мы снова где-то на окраине.
А здесь уже больше похоже на частный сектор. Все дома нейтрального белого цвета, гармонично дополняют друг друга и образуют улицу.
Около одного дома цветет шикарнейшее дерево белой магнолии!
И какое-то огромное хвойное дерево с длинными мягкими иголками. Они растут рядом и чудесно дополняют друг друга.
Около другого дома – изящное деревце розовой махровой сакуры. Сам дом тоже оказался эффектно обросшим вьюнком.
Еще один дом с очень интересной крышей. А через дорогу начинается парковая зона.
Продуктовые магазины в Варшаве
В Варшаве очень популярна продуктовая сеть Бедронка (божья коровка), можно с уверенностью сказать, что это самый дешевый продуктовый супермаркет.
Тут можно купить булочку за 7 рублей (0,49 злотых), пол килограмм сливовидных помидор со скидкой за 45 рублей (2,99 злотых), шоколадные и банановые молочные напитки (400 мл) по 40 рублей (2,59 злотых) и т.д. За 400 рублей мы набрали целый пакет еды и сладостей. В общем, цены такие же, как в России, а какие-то продукты можно купить даже дешевле.
Внутри эти магазины выглядят как склады, иногда продукты лежат не очень аккуратно, зато все свежее и недорогое.
Немецкий Лидл не отстает от Бедронки. В принципе, эти два магазина очень похожи и по номенклатуре товаров, и по ценам. Обычно мы идем в тот, что ближе.
Вело-транспорт
Варшава, как современный город, активно развивает вело-движение: строит вело-дорожки, раздает велосипеды в прокат. Однако, настоящий вело-бум в Варшаве пока еще не наступил. Это видно по массово-пристегнутым велосипедам и отсутствию вело-парковок у жилых домов, из-за чего жителям до сих пор приходится затаскивать своих железных коней в квартиру.
Сеть вело-дорожек тянется через весь город.
У метро можно взять велосипед в прокат, так же есть вело-парковки для личных велосипедов, но все велосипеды стоят пристегнутыми.
Стойка проката велосипедов работает на солнечных батареях, и так во всей Варшаве.
Семейная велопрогулка в Варшаве выглядит так:
В поездку берут даже самы маленьких и катаются не только в парках, но и по всему городу.
Общественный транспорт в Варшаве
В Варшаве хороший новый общественный транспорт, которым приятно пользоваться. Метро, трамваи и автобусы – всего три вида передвижения. До 1975 года в Варшаве ходил троллейбус, после войны 1945 года варшавские власти закупали б/у троллейбусы в Москве, но после, скорее всего, решили не обновлять троллейбусный парк и постепенно закрыли все маршруты, очень жаль.
Трамвай
Трамвай в Варшаве начал ходить с 1866 года, тогда это были вагоны, запряженные лошадьми (конки). С 1908 году конные трамваи заменили на электрические. Сейчас по Варшаве ходит 26 трамвайных маршрутов, включая удаленные районы на левой стороне реки Вислы.
Самый старый трамвай, ходящий сейчас в Варшаве, это Консталь 105На, выпущенный в Польском городе Хожуве. Эти трамваи выпускались с 1975 года, последняя закупка данной модели произошла в 2000 году.
Более современные трамваи Варшава закупает у Польской фирмы «Песа», производство находится в городе Быдгощ.
Модели PESA 120Na SWING и 122NaSF – низкопольные пятисекционные трамвай с кондиционером стали новым эталоном качества общественного транспорта с 2009 года. Варшава закупила 186 таких трамваев.
Самая новая модель 2013-2015 года Pesa 128N Jazz Duo максимально адаптирована для людей с ограниченными возможностями и женщин с колясками благодаря ровному полу по всему трамваю. По Варшаве ходит 50 таких трамваев.
На конечной электронное табло, на котором видно, сколько осталось ждать до подачи трамвая.
Автобус
Самое лучшее, что есть в Варшавских автобусах – это Wi-Fi. Во всей Польше, и в столице в том числе, просто какая-то беда с интернетом! Очень сложно где-то найти незапароленную точку, а некоторые кафетерии до сих пор вообще не раздают Интернет.
Метро
Варшава – единственный город в Польше с метрополитеном. Открыт Варшавский метрополитен в 1995 году и состоит из двух взаимно перпендикулярных веток: синей и красной.
Станции метро выглядят очень аскетично по всему городу.
Обозначение варшавского метрополитена:
Внутри оформление станций тоже очень сдержанное, но в то же время современное. Например, станция «Плац Вильсона».
Расцветка поездов метро такая же, как и расцветка наземного транспорта.
Так метро-поезд выглядит внутри. Двери открываются нажатием кнопки.
Так же обратили внимание, что на каждой станции висят аптечки с кардио-дефибриллятором, наверное, для несчастных случаев падения на рельсы (извините за качество фото).
Оплата общественного транспорта
В общественном транспорте Варшавы нет кондукторов, пассажиры пользуются либо проездными картами, либо покупают проездные билеты вот в таких автоматах (и в них же пополняют карты). Оплатить можно как наличными, так и банковской картой, но нашу банковскую карту считал только желто-синий автомат.
Можно купить билет на сутки, на двое суток и т.д. Так же цена билета делится в зависимости от зоны города 1 или 2. Например, мы купили суточный билет зоны 1 за 15 злотых. Эти билеты действуют на весь городской транспорт Варшавы.
В метро опустите билет в турникет, а в наземном общественном транспорте не забудьте его прокомпосироваться. Контроль на линиях очень частый и незаметный, испытано на собственном опыте.
На пробитом билете печатается дата и время действия билета.
Для того чтобы осмотреть Варшаву требуется не менее нескольких дней. Вы сможете насладиться великолепной архитектурой, узнать подробности удивительной истории Польши, а также познакомиться с местной культурой. Вам не придется скучать, ведь вас ждет большое количество интересных мест, которые вам предстоит посетить. Вечером лучше всего отправиться в самый центр города, где бурлит ночная жизнь.
Район Bialoleka это правобережная Варшава 🙂