Всего в 20 км от Архангельска на высоком берегу Северной Двины близ деревни Малые Карелы расположился очень большой и интересный музейный комплекс с практически одноименным названием «Малые Корелы». Все любители старины и неспешных прогулок на открытом воздухе могут смело выделять на посещение данного музея целый день, ведь «Малые Корелы» — это 140 Га земли, 4 территориальных сектора и около 120 исторических деревянных построек, перевезенных сюда с различных уголков Архангельской области.
«Малые Корелы» — это то место, где можно не только познакомиться с историей и бытом предков, но и весело провести время с друзьями или всей семьей!
Итак, вооружаемся удобной обувью, хорошим настроением и отправляемся на прогулку!
Кстати, во время прогулки мы сняли небольшое видео о музее. Будем рады, если вы посмотрите и оцените!
Оглавление
Музей «Малые Корелы»
Для удобства посещения территория музея разделена на сектора: Каргопольско-Онежский, Мезенский, Пинежский и Двинской. Ознакомиться с планом музея можно на стенде, находящимся рядом с входными воротами.
А вот и сами входные ворота – две «сторожевые» башни, в которых расположены кассы и дополнительная информация. Цена входного билета для взрослых – 200р., для пенсионеров и учащихся от 16 лет – 150 р., для детей до 16 лет – бесплатно.
Каргопольско-Онежский сектор
Осмотр музея начинает с Каргопольско-Онежского сектора, где представлены архитектура и быт юго-запада Архангельской области. И первыми гостей музея встречают три Северные ветряные мельницы.
Ветряная мельница-шатровка была построена в 1902 году и принадлежала Кожозерскому Богоявленскому мужскому монастырю. Мельница была перевезена в музей в 1972 году.
Внутри устроена выставка, показывающая механизм работы мельницы, а также некоторую сподручную утварь и оборудование.
Следующая ветряная мельница-столбовка на ряже была построена в XIX веке в деревне Большая Шалга. Перевезена в музей в 1972 году.
Принципиальная разница между мельницами-столбовками и шатровками заключается в том, что у столбовых мельниц вместе с крыльями к ветру поворачивается весь амбар, а у шатровых поворачивается только верхняя часть.
Замыкает мельничное трио ветряная мельница-столбовка на раме, построенная в начале XX века в деревне Калгачиха. Перевезена в музей в 1974 году.
Закончив осмотр мельниц, направляемся вглубь музея.
Население Каргополья и Поонежья преимущественно составляли выходцы из Великого Новгорода, для которых характерна лучевая планировка улиц, когда из центра деревни улицы расходятся в разные стороны. В центре располагается храмовый комплекс, а рядом – самые богатые дома.
Храмовый комплекс представлен церковью и колокольней из Кушерецкого погоста, перевезенными в музей в 1972 году.
Пятиглавая кубическая церковь Вознесения Господня датируется 1669 годом и имеет статус особо-ценного памятника архитектуры.
Рядом стоящая колокольня была построена намного позже – в 1854 году, тем не менее она отлично вписалась ансамбль центральной площади.
На центральной площади весело и оживленно в любое время года. Колокольный звон и народные гуляния с песнями и плясками никого не оставят равнодушным!
Обязательной частью развлечения являются качели. Чем больше народу, тем веселее!
Главным фасадом на центральную площадь выходит дом зажиточного крестьянина Пухова А. Ф., датируемый 1812 годом. Дом был перевезен в музей из деревни Большие Халуи в 1974 году. Его очень легко узнать по звездочке на крыше.
Для полноты картины быта богатого крестьянина рядом с домом можно увидеть амбар, гумно с овинами и колодец.
Внутри дома, помимо импровизированного интерьера, устроена выставка под названием «Рублено топором…», на которой представлены строительные технологии северных плотников.
По соседству находится еще один дом зажиточного крестьянина – дом Кириллова Е. И., привезенный из деревни Киселево.
С другого края центральной площади расположились три типичных представителя Каргополья второй половины XIX века. Это дома Третьякова, Полуянова и Попова, перевезенные в музей из деревень Гарь и Погост в 1974 году.
Эти дома выделяются красивыми высокими резными дымниками. Нет, это не привычные нам дымоходы, соединенные с печью. Дома отапливались «по-черному», но, благодаря высокому трапециевидному потолку, дым скапливался выше роста человека, а затем через специальные отверстия в стенах по дымнику уходил на улицу.
Внутри изба (главное жилое помещение) украшена белой печью и расписанным шкафом. Остальная мебель, как обычно, немногочисленна: врубленные в стены лавки, стол, висящая люлька.
Завершает улицу Макарьевская часовня XVIII века, привезенная в музей из деревни Федоровская в 1973 году.
И колокольня конца XVII века, привезенная в музей из села Кулига-Дракованово.
Мезенский сектор
Переход в Мезенский сектор представляет собой длинную лестницу через овраг со спуском и последующим подъемом. Всего в музее два таких перехода, благодаря чему можно организовать кольцевую прогулку.
На входе в Мезенский сектор нас встречают две мельницы-столбовки на ряже конца XIX — начала XX вв.
Ближняя мельница была перевезена в музей из деревни Азаполье в 1972 году. Дальняя мельница была перевезена в музей из деревни Целегора в 1982 году.
На горизонте виднеется шатровая церковь, но к ней мы подойдем позже, т.к. это будет уже следующий сектор, а пока смело сворачиваем по тропинке направо.
Мезенский сектор музея представляет северо-восточный регион Архангельской области, это один из самых холодных районов области (среднегодовая температура здесь — 8 градусов тепла). В отличие от предыдущего южного региона, где жители по большей части занимались земледелием, здесь крестьяне в основном охотились, рыбачили и строили лодки.
Дом Василия Яковлевича Клокотова 1879 года постройки был перевезен в музей относительно недавно – в 2004 году из деревни Заозерье. Пожалуй, самый нарядный дом во всем музее, украшенный не только «коньками» на крыше, но и цветной росписью!
Внутри дома обустроена выставка под названием «Рыболовный и зверобойный промыслы Поморья», где можно ознакомиться с видами лодок, снастей, и узнать на кого именно охотились и рыбачили поморские крестьяне. Например, наиболее важным в Поморье был промысел моржа, белухи, морского зайца, нерпы и гренландского тюленя.
Дома мезенских поселений располагались линиями по берегам рек. Такую же планировку улиц сделали и в музее: дома выстроены в одну линию на высоком холме, укрепленной подпорной стенкой, будто на берегу реки.
Ниже по склону видны бани, амбары и рыбацкая изба, привезенная из деревни Нёнокса. А вдали около трассы одиноко стоит мельница-шатровка 1744 года постройки, перевезенная из деревни Бор. Эта мельница – самый первый экспонат музея, ее перевезли в 1968 году.
Далее по импровизированной улице стоят еще три дома, на которые мы сейчас посмотрим чуть ближе.
Дом крестьянина Николая Лимонникова датируется началом XX века. Перевезен в музей в 1977 году из деревни Елкино.
Интерьер дома оказался таким же скромным, как и его внешний вид, без излишеств, только самое необходимое.
Дом Кузьминых 1870-х годов постройки был перевезен в музей из деревни Чучепала в 1977 году. Рядом с домом расположилось несколько амбаров и интересный колодец-журавель на длинной «ноге».
И последний – дом Федотова М. А., построенный в 1901 году. Перевезен в музей в 1980 году из деревни Лебское.
Со стороны дом кажется очень простым и неприметным, но посмотрите сколько окон в его жилой части! Один из немногих домов в музее, где окна в таком количестве вставлены не только не втором этаже, но и на первом!
Сенокосное поселение и Пинежский сектор
Посещение Пинежского сектора начинается с Сенокосного поселения. В конце XIX – начале XX века на территории Русского Севера, помимо традиционных форм поселения, существовали сезонные поселения, предназначенные для ведения сельского хозяйства и заготовки леса. Например, представленное в музее Хорнемское сезонное поселение существовало в 30 км. от основной деревни Хорнема и использовалось для сенокосных работ.
Отличительной особенностью такого поселения являются миниатюрные размеры. И действительно, для временного проживания не нужно большое жилище.
Маленькие избы, срубленные на скорую руку, топились по-черному. Рядом располагались маленькие амбары, высоко поднятые на столбах.
Название Пинежского района происходит от реки Пинеги – самого крупного притока Северной Двины. Пинежье – суровый таежный край, где было слабо развито сельское хозяйство (за исключением коневодства). Крестьяне занимались охотой, традиционными ремеслами и промыслами. Уже во второй половине XIX века здесь работали красильные, овчинные и гончарные заводы.
Дома строили плотными группами на берегах Пинеги с ориентацией фасадов на юг для лучшей освещенности и прогреваемости.
В целом, представители домов Пинежского сектора ничем особенным не выделяются, поэтому давайте просто перечислим их по порядку: дом Филина 1876 года, дом Кыркаловой конца XIX века, дом Ситниковой 1893 года.
Немного в стороне от жилых домов, амбаров и банек стоит Троицкая часовня. Часовня была построена в 1728 году в деревне Вальтево, а в музей перевезена в 1973 году.
На этом осмотр Пинежского сектора закончен, и мы переходим в последний Двинской сектор!
Двинской сектор
Двинской сектор представлен постройками Архангельской области, собранными со среднего и верхнего течения Северной Двины, а также ее южного притока – реки Вычегды. Так как Северная Двина была главной транспортной артерией Севера, жители Подвинья активно занимались извозом и торговлей. Это не могло не сказаться на облике деревень, многие из которых возникли на оживленных торговых путях и почтовых трактах.
При формировании Двинского сектора был выбран центр, вокруг которого сформировалась улица из 7 крестьянских усадеб.
В центре разместили 36-метровую шатровую Георгиевскую церковь, возведенную в 1672 году в селе Вершина. В то время такая форма и размеры считались верхом архитектурной красоты и мастерства плотников. В 1971 году церковь перевезли на территорию музея. Уступая лишь Вознесенской церкви, Георгиевская церковь является вторым по древности объектом музея.
Рядом с церковью расположен небольшой пруд. Конечно же, зимой под слоем снега его не видно.
Дом крестьянина-старообрядца Русинова был построен в деревне Кондратовская в конце XIX века. Перевезен в музей в 1976 году.
В следствии реформ, проводимых патриархом Никоном, произошел раскол Русской православной церкви. Из-за большой удаленности Русский Север стал надежной защитой старообрядчества, сохраняя обряды, книги и архитектуру. Кстати, строительство шатровых церквей (типа вышеописанной Георгиевской) было также запрещено.
Дом Русиновых является собирательным образом старообрядческой культуры конца XIX – начала XX века. Отличительной особенностью в нем является отдельное помещение-молельня, а выставленная в углу главной комнаты икона, как мы сейчас привыкли.
Еще одной чертой старообрядческого дома является узорчатое очелье над оконным наличником:
Дом зажиточного крестьянина Тропина А. М. был построен в 1880-е гг. в деревне Семунинская и перевезен в музей в 1976 году.
Просто огромный домина с каким-то фантастическим количеством окон!
Не забываем, что эти дома стояли на оживленном торговом пути, поэтому совсем неудивительно, что рано или поздно в каком-то из них мы бы обнаружили трактир! Так вот, трактир найден! Он находится как раз в доме Тропинина, на первом этаже.
На втором этаже расположена выставка с названием «Сухопутные средства передвижения на Русском Севере», где можно ознакомиться со всевозможными видами саней начиная от охотничьих и заканчивая парадными барскими.
На фоне широкого двухэтажного дома Тропина соседствующий с ним маленький дом Шестакова выглядит совсем скромно. Дом был построен в 1861 году в деревне Малая Кулига и, судя по резным очельям на окнах, тоже принадлежал старообрядцу.
Оставшиеся три дома на улице: дом Цигарова середины XIX века, дом Туробова первой половины XIX века и дом Щеголева 1826 года постройки. Вот так выглядит улица Двинского сектора.
Завершают нашу прогулку две ветряные мельницы-столбовки XIX века.
Вот мы и дошли до второго перехода через большой овраг.
Кстати, на обоих концах этого перехода расположены чайные домики и всего их в музее два. Но, похоже, в нетуристические сезоны они завозят очень мало еды. Например, в наше посещение еда в обоих домиках к двум часам дня кончилась полностью, оставался только чай! Это очень омрачило прогулку. Выводы сделать несложно: перед поездкой в музей лучше запастись перекусом 🙂
Как доехать до музея «Малые Корелы»
Доехать до музея «Малые Корелы» из Архангельска можно на автомобиле, либо на следующих автобусах:
автобус № 104: Железнодорожный вокзал — д. Малые Карелы — железнодорожный вокзал
автобус № 108: Автовокзал — д. Боброво — автовокзал
Время в пути около часа, цена в районе 100 рублей.
Расписание автобусов можно узнать на сайте Министерства транспорта Архангельской области.