Органный зал в Челябинске

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

История появления органа в Челябинске

Начало истории Челябинского органа уходит в далёкий 1974 год, когда министром культуры Екатериной Фурцевой была подана заявка на заказ органа для Челябинска. В 1978 году (через 4 года) город получил лицензию на орган от фирмы Германн Ойле, и тогда же началось проектирование киноконцертного комплекса, в котором должен был разместиться орган. В 1980 году проект был готов, под орган отвели малый зал комплекса на 400 мест. На следующий год намечалось начало строительства рядом с городским цирком у реки Миасс. Сдача киноконцертного комплекса планировалась на 1986 год к 250-летию города.

Однако, в конце 1980 вышло постановление ЦК КПСС и совета министров СССР о запрете проектирования и строительства объектов культурно-зрелищного и спортивного назначения. Это было связано с необходимостью экономии государственных средств, вероятно, после огромных расходов на Московскую олимпиаду 1980 года. Так как терять контракт на орган город не хотел, весь 1981 год искались возможные варианты уже существующих зданий для установки в них органа. Наконец, в конце 1981 года в Челябинск приезжает специалист из фирмы Германн Ойле, которому на выбор предоставляют три варианта.

1) Зал филармонии — он более или менее подходил по акустике, но находился (и до сих пор находится) на набережной реки, что приводит к  неблагоприятным климатическим условиям для органа. К тому же, насыщенное автомобильное и трамвайное движение вокруг здания создаёт вибрации.

Зал филармонии в Челябинске

2) Зал музыкального училища на ул. Плеханова (ныне Южно-уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского), который совсем не подходил по акустическим данным.

SONY DSC3) Здание Александро-Невской церкви на Алом поле — подходило по акустике, но  находилось в удручающем состоянии.

Александр-Невская церковь

Разумеется, выбор пал на последний вариант. Теперь было необходимо заняться восстановлением здания и подготовкой зала к монтированию органа, что требовало немалых затрат. Главный инженер Челябинского управления Стройбанка СССР В.М. Андрющенко предложил использовать помимо государственных денег, деньги предоставляемые предприятиями города, благодаря чему 29 июля 1987 года  состоялась торжественная сдача органа в новом зале.

История Александро-Невской церкви

История же самой Александро-Невской церкви начинается в 1881 году, когда на этом месте была заложена часовенка, в память об убитом в этом же году императоре Александре II. Так как все подобные постройки должны были называться в честь какого-нибудь святого, её окрестили именем Александра Невского. Из-за недостатка денег строительство шло очень медленно, в какой-то момент оно не просто остановилось, а здание начали разбирать. В 1884 году решили превратить начатую часовню в церковь, но строительство вновь «заморозилось». Лишь в 1907 году архитектор, академик и ректор Императорской Академии художеств Александр Никанорович Померанцев абсолютно безвозмездно выполнил проект будущей церкви.

проект Александро-Невской церкви

Из книги К.И. Гусарова — Метаморфозы наследия

В момент закладки первого камня была заложена частичка мощей самого Александра Невского. В 1916 году строительство завершилось.

Александро-Невская церковь 1917

Из книги К.И. Гусарова — Метаморфозы наследия

Но в марте 1930 года вышло правительственное постановление о закрытии всех церквей — началась борьба с религией. Здание пытались взорвать, но оно устояло, лишь пошла трещина по куполу (cейчас на этой трещине установлены датчики-маяки). Тогда же разобрали колокольню и здание стали использовать для общественных нужд. До 1940 года там располагался газетный цех Челябинского рабочего (издательство Челябполиграф), затем, до 1947 года — картинная галерея, вначале экспозиция, потом фонды. В 1955 году бетонными перекрытиями здание разделили на 2 этажа. Первый этаж отдали станции юных техников (филиал Дворца пионеров), впоследствии там была шахматная школа. На втором этаже организовали планетарий, находившийся там с 1956 по 1980 год. В 1980 году здание опустело, оно несколько раз горело и в результате оказалось сильно разгромлено.

Александро-Невская церковь

Фото Виталия Попова

Наконец, в 1981 году здание превратилось в зал камерной и органной музыки и подлежало полному восстановлению. Восстанавливать истинный вид здания было сложной задачей: чертежей не было, удалось найти лишь несколько революционных фотографий и несколько листов переписки по проекту.  Второй проблемой стал строительный материал — кирпич особых дюймовых размеров 11″*5.5″*3″ (280*140*75 мм), произведенный, судя по клеймам, на заводах в Троицке. Распространенный в Царской России дюймовый кирпич был раритетом в СССР. Кроме того, в оригинале использовалось аж 54 типоразмера кирпича. В итоге на Миасском кирпичном заводе заказали 11 видов болванок нужных (дюймовых) размеров, из которых потом шлифовкой получали все нужные профили. Кладку вели строго по дореволюционной технологии на известково-песчаный раствор. Но, когда стены здания восстановили, оказалось, что исторический и новый кирпич различались по цвету, в результате чего здание выглядело пестрым. Решение было найдено в виде окраски кирпича. Красили молотым кирпичом с жидким стеклом, причем вручную, с лесов и автоподъемников. Результат оказался отличным: окраска прекрасно держится до сих пор, и создается полная иллюзия натурального цвета. Отдельная проблема была с луковицами, для изготовления каркаса самой большой из них (2 метра в диаметре и 5 в высоту) пришлось собрать гигантский токарный станок. Оригинальный зелёный цвет луковиц нашли на полотнах Челябинских пейзажистов И.Л. Вандышева. Ниже представлена картина Ю.П. Данилова из серии «Старый Челябинск»

И.Л. Вандышев церковь

Картина Ю.П. Данилов «Церковь Александра Невского»

Окраска крыши, луковиц и прочих наружных металлических элементов также выполнялась строго по технологии 1912-1916 годов, с применением натуральной олифы, весьма дефицитного свинцового сурика и краски медянки, сделанной также на основе натуральной олифы. Но, в отличие от окраски кирпича, долговечность краски на металле оказалась намного хуже и уже давно требует новой реставрации.

органный зал Челябинск

Отделка внутри здания была выполнена из самых лучших материалов: башкирский дуб и красное дерево, гранит и мрамор редкого светлого оттенка из Кибик-Кардынского месторождения (Алтай),  яшма и змеевик, в некоторых местах применен даже мрамор из месторождения в Армении.

По внешнему виду всё было великолепно, но самым главным критерием органного зала была акустика. Для концертных залов вообще и с органом в особенности требовалось определенное время реверберации (оптимально около 3 секунд), соблюдение параметра, называемого слоговой артикуляцией речи (отличным показателем считается 78-84%), а также отсутствие слышимого эха, для чего разность прихода отраженных сигналов в каждую точку не должна превышать 50 мс, при том, что наличие отражений с разностью меньше этой величины является полезной, так как добавляет к звуку обертоны, украшая его. За пять месяцев было сделано около 300 подгоночных расчетов, в которых учитывались все параметры внутреннего наполнения зала: положение лепнины, карнизов, облицовок, материалы, из которых все это делалось, типы кресел. Особое место занимает люстра, служащая не только осветительным прибором, но и рассеивающе-поглощающим устройством, обеспечивающая равномерность звука по всему залу. На люстру было выделено 650 кг специального хрусталя австрийского производства, по акустическим свойствам отличающегося от отечественного.

Для поддержания влажности и климатического режима (по техзаданию температура 19+-0.5 градуса и влажность 55+-5%) использовались 3 огромных кондиционера, работающих понедельно. К тому же, зал был тщательно герметизирован. Для избежания дополнительных вибраций с улицы, в дополнение к 90-сантиметровым стенам установлены окна с тройным остеклением, а сам орган стоит на 20-тонном плавающем основании. Избыточное давление воздуха, который создает играющий орган стравливается автоматическим клапаном, встроенным в одно из окон.

13 сентября 1986 года зал (ещё без органа) был сдан, в общей сложности на реставрацию было потрачено 200 млн. рублей (по современным курсам доллара). В феврале 1987 года из Германии пришли два железнодорожных вагона с деталями органа, которые больше месяца выдерживались в зале. В апреле 1987 года начался монтаж, для чего из Германии с фирмы-производителя приехала бригада из шести человек. Орган собрали за месяц и ещё два месяца настраивали два интонировщика, также из Германн Ойле. 29 июля 1987 года инструмент был сдан, а 30 июля 1987 июля состоялся первый концерт.

открытие органа

В.Поль, Г.Далманис, У.Шварценберг, А.Цукерриедель, И.Ойле. К.Сидоров и М.Каминский на торжественном открытии органа 30 июля 1987 г. (фото С.Васильева из архива В.Хомякова)

орган на Алом Поле

Орган в здании Александро-Невской церкви (до переезда). Челябинск

Переезд органа в помещение кинотеатра «Родина»

Орган пользовался необычайной популярностью у горожан, и всё, казалось было хорошо, но в апреле 2010 году (спустя 23 года) на тот момент мэр города Челябинска М.В. Юревич заявил о передаче здания органного зала православной церкви, а значит инструмент должен переехать в другое помещение. Это заявление сразу же вызвало негативный резонанс практически у всех.

Из письма профессора Людген Ломанна от 2010 года.
«От друзей в России я услышал, что орган в Зале камерной и органной музыки рискует быть перемещенным от его местонахождения. Это — очень прискорбное развитие событий. Когда орган Eule был построен, это был самый красивый орган в России, также и в настоящее время – это один из самых замечательных органов в стране. По большой части, прежде всего из-за его расположения в очень полезной акустической окружающей среде. Зал не является очень большим, но имеет идеальное акустическое отражение. Акустические свойства зала являются самыми благоприятными для органа, сравнительно с теми, что я наблюдал во время проведения своих концертов в других органных залах России. Таким образом, перемещение в другое место стало бы настоящим бедствием для этого драгоценного инструмента, потому что как и все органы, этот орган посторен именно для этого зала.»

Из письма профессора Зигмонда Матмари от 2010 года.
«В течение последних лет я дважды давал органные концерты в органном зале Вашей филармонии. Эти концерты были для меня кульминационными пунктами моих путешествий по России. Превосходный орган и выдающаяся акустика создавали то единое художественное качество, подобное которому я не видел нигде в России.
Точно известно, что качество звука инструмента, особенно органа, во многом зависит от акустических обстоятельств данного помещения. Помещение Вашей филармонии действительно идеальное место.
Мы в Германии тоже уже испытывали перемещения органов в другие помещения. Результаты оказывались катастрофическими. Звук, – который должна была облагородить акустика, – исчезал. Я, как эксперт, настоятельно предостерегаю от перемещения инструмента. Это было бы для Челябинска большой качественной потерей культуры.»

Начались митинги и протесты, а вместе стем шли поиски помещения, близкого по всем параметрам к нынешнему.  Остановились на, казалось, самом невероятном — на здании бывшего кинотеатра «Родина», что находится в трех остановках от Александро-Невской церкви. Здание, по которому гуляли ветер и голуби, не подходило ни по одному параметру, вдобавок было в аварийном состоянии (некоторые стены разрушились, а в несущих появились трещины). Несмотря на это, эксперты предложили несколько вариантов «переделки» кинотеатра:
1) Опустить пол зала на уровень нулевой отметки (зал располагался на втором этаже). При этом достигалась необходимая и желательная высота помещения, но здание лишалось фойе.
2) Понизить потолки первого этажа. В этом случае высота зала увеличивалась, но хотя и физически позволяла бы поставить орган, с акустикой были бы проблемы.
3) Поднять крышу здания. Вариант самый лучший (на нем в итоге и остановились), но могли возникнуть юридические проблемы, так как здание историческое, а подъем крыши явно меняет внешний облик.

кинотеатр родина Челябинск

Из энциклопедии Челябинск

Кинотеатр Родина был открыт в 1950 году и был на тот момент самым большим в городе — 500 мест. Построен в стиле неоклассицизма по проекту архитектора В.Я. Гофрата. В 80-е года впервые в Челябинске начал демонстрировать стереофильмы и проработал по своему первоначальному предназначению до 2002 года. В 2004 году кинотеатр перешел во владение И. Мительмана с обязательствами провести ремонт и возобновить показы кинофильмов, однако ремонт так и не был проведен, а здание использовалось для выставок, пока окончательно не пришло в упадок. С 2010 по 2014 года в здании велись масштабные работы по перепланировке и подготовке его к монтажу органа. 17 июня 2014 года специалисты из Hermann Eule начали монтаж органа в новом зале. 24 декабря 2014 года в новом зале камерной и органной музыки «Родина» прошел первый концерт для архитекторов, проектировщиков, строителей, отделочников. 

С переездом орган несколько обновили: обновили поверхность корпуса, усовершенствовали пульт, установили новые регистры «ксилофон» и «челеста», новые тяги и даже установили новую регулируемую по высоте органную скамейку. По словам директора концертного зала Ирины Андреевой, свой уникальный голос орган не только не потерял, но и улучшил — модернизация позволила расширить спектр звучания органа, чему способствовали даже особые материалы для отделки стен и наполнители в зрительских креслах. А вот народный артист России, органист Владимир Хомяков отказался судить о том, лучше или хуже стал звучать Челябинский орган после переноса в новое здание: «Это другой тип акустики. Пускай публика сама сделает выводы.»

Органный_зал_Родина_(Челябинск)

Стоит отметить, что переезд органа в новое здание обошелся для Челябинска в 800 млн. рублей.

8 января 2015 года мы побывали в новом зале на концерте московского органиста А. Шмитова.

IMG_8950

Холл внутри здания.

IMG_8922 IMG_8923Поднимаемся на второй этаж.

IMG_8925Орган стоит на новом месте и больше не заключен в полукруглый церковный свод.

IMG_8926

IMG_8948И, кстати, та самая особенная люстра с глушителями лишних звуков тоже переехала в новое здание.

IMG_8944

IMG_8935

Орган и костёл в Челябинске

Возможно, нынешний орган не первый в Челябинске. В 1898 году в старой Челябе появился первый деревянный костёл, а в 1909 году было начато строительство нового уже кирпичного Римско-Католический собора. Первые службы в храме Непорочного Зачатия Девы Марии начались в 1914 году. Костел располагался на улице Спартака напротив бывшей Ткацкой фабрики (пересечение современных проспекта Ленина и улицы Свободы) и сильно выделялся среди низких построек. Он был выполнен в готическом стиле, из лекального красного кирпича с элементами декора из белого цемента и белой статуей летящего ангела. Главный западный фасад костёла был обращен в сторону современной площади Революции. «Неброский портал западного фасада, над которым помещалось круглое узорчатое окно (роза), открывал вход внутрь храма. Огромный интерьер освещался светом витражей, заполняющим оконные проемы. Песнопение во время церковного богослужения шло в сопровождении органа» (краевед С. Уткин) После постановления ВЦИК от 16 февраля 1922 года в Челябинске была организована уездная комиссия по изъятию церковных ценностей. 7 августа 1930 года было издано официальное постановление о закрытии храма. Челябинские католики не однократно обращались с просьбой к властям вернуть храм, но просьбы не нашли отклика. 15 июля 1932 года храм начинили взрывчаткой и в этот же день костёл был разрушен. Напомню, что в это же самое время закрыли и пытались взорвать Александро-Невскую церковь, которая отделалась лишь трещиной и стоит по сей день.

костел в Челябинске

Из книги Старый Челябинск в открытках и фотографиях

костел

Картина Ю.П. Данилов «Римско-Католический собор»

 

 

Один комментарий к “Органный зал в Челябинске

  1. Дмитрий

    Жутко покорибила бестактная и невежественная фраза «Так как все подобные постройки должны были называться в честь какого-нибудь святого, её окрестили именем Александра Невского.»
    Что значит «подобные постройки». Если автор атеист, мусульманин или иудей, то это не даёт ему право с пренебрежением относиться к православной»церкви, «подобное» здание, «какого-нибудь» святого — бр-р.
    И церкви не «крестятся», а «освящаются».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.