Буквально в 2,5 км от ветряных мельниц Англа находит уникальная в своем роде средневековая лютеранская церковь Катарины конца XIII века. Церковь сохранилась практически в первозданном виде и является настоящей сокровищницей, скрывающей наибольшее количество доломитовых скульптур и языческих росписей, чем какие-либо другие эстонские средневековые сельские храмы.
Эта церковь будто замерла во времени, скрывшись между кронами столетних деревьев на краю леса. Издали она совершенно неприметна. Неопытному глазу трудно распознать средневековый храм в скромной постройке без шпилей и колокольни. Собственно, именно с такой задумкой и строилась самая маленькая церковь острова Сааремаа, чтобы никаким образом не привлекать к себе внимание и быть хорошим укрытием от врагов.
Точная дата постройки церкви неизвестна, однако в летописях упоминается, что в 1254 году на этом месте стояла небольшая деревянная церквушка. Каменный храм, дошедший до наших дней, был построен в конце XIII – начале XIV вв. Церковь так же выполняла защитную роль, о чем свидетельствуют длинные узкие окна и толстые стены – как у цитадели.
Внутри церковь представляет собой просторное помещение с красивыми доломитовыми порталами и высокими сводчатыми потолками.
На балконе над главным входом расположен орган 1882 года в неоготическом стиле. Обратите внимание на люстру — церковь до сих пор освещается обычными свечами.
Наибольшая ценность церкви – множественные доломитовые скульптуры рядом с кафедрой и алтарем. Изначально церковь была освящена в честь Святых Екатерины и Николая, поэтому самые крупные скульптурные группы посвящены именно им.
Скульптурная группа с изображением Екатерины Александрийской. По обе стороны от нее ангелы. Справой стороны на коленях стоит Августа Фаустина (жена императора Антония), а с левой стороны за мантию Екатерины держится военачальник Порфирий. Они оба приняли мученичество вместе с Екатериной. Под ногами Екатерины римский император Максимилиан, которого за горло держит дьявол.
С другой стороны изображен Св. Николай – покровитель мореплавателей и невинно осужденных. Справа от него человек с лодкой в руках, а с левой стороны – три сестры из бедной семьи. Каждой из них Св. Николай тайно подкинул мешок с деньгами, благодаря чему девушки смогли выйти замуж.
Капитель, украшенная сценой, как молодым человеком овладел дьявол и подталкивает его приставать к замужней женщине.
Южный вход украшен сценой из библии.
Посередине распятый Иисус Христос, слева – Дева Мария, справа — Иоанн Креститель. Рядом с Девой Марией распятый преступник, который сожалел о своих грехах, поэтому его душа выходит из него в виде маленького ребенка и поднимается к ангелу. С правой стороны преступник не сожалел о своих грехах, поэтому его душу забирает дьявол.
Центр потолочного свода украшен языческими рисунками и символами, предположительно, чтобы отвести дьявольские силы от храма. После Реформации лютеранская церковь не одобряла языческих знаков, поэтому все рисунки были закрашены известкой, которую удалили во время восстановительных работ 1923-1925 гг.
Пентаграмма была широко известна как оберегающий от всякого зла знак. Восьмиугольная звезда – единственная звезда, допущенная в православную символику, символ рождения Иисуса Христа. В дополнении к ним изображены переплетение креста с квадратом, похожее на квадрат Сварога.
Самым загадочным символом, пожалуй, является черт с торчащей между ног головой. Считалось, стоит показать нечистой силе пятую точку, как она исчезнет. Так же поступал и Мартин Лютер (1532 год): «Этой ночью дьявол обвинял меня в воровстве, в том, что я разорил Папу и лишил множество религиозных орденов принадлежащих им по праву благ. «Поцелуй меня в зад!» — воскликнул я, и он умолк».
Еще один не менее интересный символ – трискелион, символ в виде трёх бегущих ног, выходящих из одной точки. Знак движения солнца, жизни, времени, показывающий три основных его положения: восход, зенит и закат.
До наших дней в церкви сохранились кафедра, изготовленная в 1638 году, украшенная шлемами рыцарей и гербами.
Чтобы сохранить своды крыши сухими, имеются водоотводы, украшенные доломитовыми головами с открытым ртом и нарисованным телом.
Рядом с алтарем в углублении стены устроилась маленькая копия церкви Катарины.
Сохранившийся портал рядом с южным выходом.
Во дворе храма находятся три надгробия XIV-XV веков, украшенные мальтийским и греческими крестами.
Некоторые постройки вокруг церкви:
Церковь Катарины в Карья – удивительное и загадочное место, которое должен посетить каждый гость острова Сааремаа. Остается непонятным лишь одно, почему столько важный культурный и исторический объект, дошедший до нас в первозданном виде, находится, мягко сказать, не в самом лучшем состоянии?