Несмотря на то, что Хельсинки входит в рейтинг самых дорогих городов мира, вполне можно побаловать себя посещением какого-нибудь интересного музея, особенно, если музей этот бесплатный! В Хельсинки очень много разных бесплатных учреждений, а некоторые платные устраивают бесплатные часы или дни. Мы успели посетить лишь некоторые из них, а оставшихся хватит еще на несколько поездок.

Бесплатные музеи Хельсинки
Бесплатные музеи Хельсинки
Оглавление
Дом Седерхольма
Дом Седерхольма – эффектный сине-серый особняк на Сенатской площади. Здание было построено в 1775 году немецким архитектором для богатого купца Йохана Седерхольма. Это был одновременно и жилой дома Седерхольма, и его магазин. По ходу истории меняются владельцы дома, перестраивается его внутренняя часть. С 1949 по 1985 гг. в здании размещается городской суд. А с 1945 года дом передается городскому музею Хельсинки.
Вход в музей бесплатный. Туалет на первом этаже.
Режим работы: ПН-ПТ 11:00-19:00, выходные 11:00-17:00
Адрес: Aleksanterinkatu, 16-18
Музей просто огромный, он объединяет в себя сразу 5 исторических зданий.
Около входа всегда множество колясок, мамы приводят своих малышей в Детский город, где дети в процессе игры и общения изучают историю Хельсинки. В Детском городе несколько комнат разной тематики.
Комната «Машина времени» перенесет вас на 100 лет в прошлое. Очки виртуальной реальности и разные звуки старого города оживляют старые фотографии Сигне Брандера.
На втором этаже расположилась выставка «Хельсинки: лучшее», где с головой окунаешься в историю города и быт простых горожан. Самое приятное, что практически всё можно потрогать руками.
Отлично поданы старые фотографии города:
Макет 1878 года. Нетрудно найти Кафедральный собор.
Примерьте наряд:
Почитайте комиксы:
Около диванчиков лежат планшеты, на которых можно посмотреть карты города в разные года; наушники, через которые можно услышать звуки города или разговор прохожих.
На четвертом этаже открыта комната «Запах» — экспозиция, посвященная запахам города. Честно сказать, мы запахов не почувствовали, зато просто полежали в тишине и отдохнули.
Еще одна комната релакса, тут же можно зарядить свой гаджет:
Очевидно, комната проектировалась как максимально приближенная к природе, здесь даже надпись на стене из мха.
Захватите с собой ручку, а лучше разноцветные фломастеры, оставьте свой след в истории музея прямо на стене.
Музей национального банка Финляндии
Музей национального банка Финляндии (Suomen pankin rahamuseo) тоже находится на Сенатской площади. Уже из названия понятно, что музей открыт Центральным банком Финлянии, который находится сразу за Кафедральным собором.
Адрес: Snellmaninkatu, 2
Музей был открыт в 2003 году и представляет публике не только коллекцию монет и банкнот, но и рассказывает о ценообразовании в разные годы страны, правда не на русском языке.
Вход в музей бесплатный.
Режим работы: ПН – закрыт, ВТ-ПТ 11:00-17:00, выходные 11:00-16:00
Шведский риксдалер 1777 года (наверху) и пол-шиллинга 1802 года (внизу).
Разные денежные штампы:
Говорящая голова 🙂
Фальшивые банкноты слева и оригинал справа. Подделки первой сверху банкноты изготавливались очень примитивным способом при помощи деревянных штампов. Подделки вторых банкнот были очень качественными, даже после того, как пресса печатала в газете о знаках различия, люди все равно не могли отличить настоящую банкноту от фальшивки. Подделка третьей банкноты появлялась 1970 году и в 1980 году. Самые нижние липовые банкноты с добавочными нулями распространялись за пределами Финляндии. 🙂
В 1886 году литограф Фердинанд Тилгманн разработал новый дизайн банкноты в 5 марок. Теперь на банкноте изображался герб Финляндии, что было впервые в истории страны. В 1889 году вышла банкнота в 10 марок с обновленным дизайном.
Впервые потрет исторической личности был размещен на банкнотах в 5000 марок в 1940 году. На них изображен Йохан Вильгельм Снелльман (Johan Vilhelm Snellman) — российский и финский философ, писатель, журналист и государственный деятель, сыгравший ключевую роль в становлении финского языка в качестве государственного языка Финляндии и финской марки в качестве финской национальной валюты.
В музее можно почитать еще множество интересных фактов об истории финских денег. В 2002 году Финляндия перешла на евро.
Музей трамваев
Музей трамваев (Raitioliikennemuseo) расположен в старом трамвайном депо 1900 г. Трамвайное движение началось в Хельсинки с 1891 года с конных экипажей и не прекращается по сей день. Трамвай – такая же часть истории города, как и усадьбы Сенатской площади.
Вход в музей бесплатный.
Режим работы: Ежедневно 11:00 – 17:00
Адрес: Töölönkatu, 51 A (район Etu-Töölö)
В музее представлено 6 моделей трамваев (в этой статье они будут расположены в хронологической последовательности). У каждого экспоната установлен планшет с описанием технических характеристик и примерами исторических фотографий.
Конный трамвай Horse tram использовался с 1890 г. по 1900 г., пока не произошла электрификация всех трамваев в городе, и лошади стали не нужны. Трамвай запрягался одно или парой лошадей и был рассчитан на 14 сидячих и 11 стоячих мест.
Музей дает возможность посетителям не только посмотреть на исторические трамваи, но и почувствовать себя пассажирами: подняться на ступеньки, посидеть на жестких деревянных, но красивых скамьях.
А так трамвай выглядел на улицах города, пассажирам разрешалось ездить даже сидя на ступеньках.
Открытый вагон Open Trailer ездил по Хельсинки с 1919 по 1952 года. Такие вагоны прицеплялись к уже электрическим трамваям.
Внутри изменилось расположение лавочек, но они все такие же деревянные. Вагон рассчитан на 34 сидячих пассажира.
Фотография 1949 года:
Первым электро-трамваем, вставшим на рельса Хельсинки, был немецкий трамвай Kummer. Случилось такое событие в 1900 году. Трамваи этой модели служили городу до 1950 года.
В салон вход закрыт.
Черно-белая фотография 1914 года:
Шведский трамвай Asea закупили вслед за немецким Kummer’ом. Ездил он по Хельсинки с 1911 по 1957 год.
Раритетная фотография трамвая и молодых машинистов 1913 года.
С 1920 по 1959 года по Хельсинки ходит американский трамвай Brill. Главная отличительная черта – двойные двери и складывающиеся подножки.
Фотография ~1923 года с изображением похожей немецкой модели трамвая. Честно признаться, не представляю, чтобы то поднимающиеся, то опускающиеся подножки на каждой остановке были удобны в эксплуатации.
Финский трамвай Sisu был поставлен на рельсы в 1941 году и ушел в историю в 1979 году.
Те, кто в детстве мечтал посидеть за управлением трамвая, welcome! Тут можно не только посидеть, но и покрутить всевозможные рычаги.
Мягкий салон трамвая:
Отличная ретро-фотография «зайца» 🙂 Фото сделано в 1971 году.
Еще в музее стоит старый работающий компостер, очень занятная штукенция:
Добраться до Хельсинки из России (и обратно) можно самолетом, поездом, на пароме или на комфортабельном автобусе Lux Express, как сделали это мы. О достопримечательностях города, читайте в нашей предыдущей статье тут.