Думаю, русским читателям будет интересно посмотреть на жилые дома Хельсинки, общественный транспорт и магазины. Хельсинки входит в топ-10 самых лучших городов мира для проживания, поэтому нам очень хотелось посмотреть на уровень благоустройства города. Мы побывали в нескольких, как это у нас принято называть, «спальных» районах, катались на трамваях и в метро, а так же искали недорогие продукты в магазинах.
Благоустройство Хельсинки
Оглавление
Жилые районы
Район Vuosaari – удаленный от центра район, расположенный на востоке города. Здесь же конечная станция метро. Мы прошлись по улице Porslahdentie.
Самые высокие шетси-этажные дома находятся непосредственно у станции:
Балконы либо вообще не застеклены, либо застеклены одинаково по всему стояку и остекление не бросается в глаза. Внутри домов большой прогулочный двор. Ни одной припаркованной внутри двора машины, все машины остаются со стороны улицы. Сейчас в России тоже начинают появляться новые микрорайоны с концепцией «двор без машин», но далеко не везде.
Чего-то не хватает? Кондиционеров! Кондиционерами тут не принято уродовать дома, как и спутниковыми тарелками.
Еще одна группа домов у станции метро. Никто не уродует «лицо» здания единоличными остеклениями «кто-во-что-горазд», а сами балконы-веранды содержатся в чистоте и не служат «свалкой забытых вещей»
У каждого подъезда установлена щетка для обуви.
По мере удаления от метро, дома становятся ниже. Хельсинки не селит своих жителей в бесконечные муравейники.
Балконы – место отдыха, а не свалки.
Аккуратнейшая группа кирпичных домов среди высоких сосен. Одинаковое остекление, одинаковые балконы и одинаковые ограды придомовых участков земли.
Напротив – совсем новые дома, облицованные деревом. Обратите внимание на расцветку домов, она всегда нейтральная, неброская, гармоничная, но при этом может быть насыщенной, как здесь.
Есть и вовсе одноэтажные дома.
Дальше начинается совсем старая застройка. Эти дома считаются чем-то второсортным у жителей, но купить или снять квартиру в таком доме выходит значительно дешевле.
В одном доме всего 8 квартир.
У входа щетка для обуви и список фамилий жильцов.
У каждой двери есть окошко почтового ящика, на котором написан номер квартиры и фамилия жильца, и окно вместо глазка. Так же для каждой квартиры выделена отдельная кладовка, чтобы люди все свое барахло хранили не на балконах, а цивилизованно (на фото ниже хорошо видно две двери в квартиры и две двери в кладовки).
Финская сауна. Финны так любят сауны, что в каждом доме можно найти хотя бы одну. Желающие пользоваться сауной платят ежемесячно денюжку. За каждым жильцом закреплен определенный день недели. Так же какой-то день может быть общим. Если кто-то не пользуется сауной, то он за нее не платит, все честно.
Дома находятся в приличном удалении от станции метро, разумеется, можно эти несколько остановок проехать на автобусе. Но финны за экологичный транспорт, поэтому прямо перед входом в метро есть крытая вело-стоянка. Если велосипед вам в течение не понадобится, можно оставить его тут, пересесть на метро, и забрать по возвращении.
Другой район — Kalasatama (в переводе – рыбный порт) совершенно новый, находится недалеко от центра города, прямо на берегу залива. Рядом с этим районом что-то вроде порта старых и брошенных кораблей, очень интересное место, но речь сейчас не о нем.
Kalasatama только-только завершает строительство, что-то еще огорожено строительными заборами, но даже при этом все выглядит вполне уютно и цивилизованно.
Справа – строительство дороги, слева – строительство канала, но пешеходная дорожка от метро к домам вычищена, освещена и украшена клумбами.
Дома выглядят так. Мы насчитали максимум 8 этажей у нескольких домов.
Внутри дворов место только для велосипедов, автомобили остаются со стороны улицы.
Есть крытые вело-парковки:
Детская игровая площадка, игрушки домой не заносят, наверняка, эти уже стали общими.
Нет, это не кафе, это летняя терраса первого этажа. Мебель тоже можно оставлять на улице, никто не возьмет. Обратите внимание на освещение двора.
Прачка для тех, кто еще не обзавелся собственной стиральной машинкой. По загруженности машинок видно, что дело это очень востребованное.
Подъезды:
В районе уже есть арт-объект:
Обычно рисуют маму с ребенком, а тут – папа с дочкой. 🙂
Мусорные баки спрятаны в помещении? Мусор не раздувается по дворам и дорогам, не разносится птицами, не источает запахи.
И напоследок, мои любимые щетки для обуви:
Магазины
Все продуктовые магазины-сетевики, замеченные нами, находились в цокольных этажах, и с улицы без навигатора было бы проблематично их найти.
Самый дешевый сетевой продуктовый магазин Хельсинки – Lidl, это немецкая сеть супермаркетов.
Внутри он похож больше на склад: продукты наставлены большим количеством в проходах, цены висят неудобно, сложно разобраться к какому товару та или иная цена (пару раз удивились на кассе). Но к качеству товаров и срокам годности нареканий нет.
Оказывается, мы не сделали ни одной фотографии Лидл’а. Как только сделаем, я обязательно прикреплю ее, а пока покажу примерно такой же супермаркет из Польши, чтобы вы представляли, как это выглядит.
Тюльпаны в одном и торговых центров Хельсинки:
Еще бросились в глаза розетки в торговом центре. Любой может подойти и подзарядить свой гаджет, просто очень удобно!
Из таких мелочей, как доступные розетки, щетки для обуви у подъездов, крытые велопарковки у метро, и складывается комфортная жизнь в городе.
Общественный транспорт
Общественный транспорт Хельсинки настолько развит и удобен, что, безусловно, заслуживает отдельного внимания.
Трамвай
Трамвай в Хельсинки (ныне единственный в Финляндии) был запущен в 1891 году и успешно действует до сих пор, зарекомендовав себя как быстрый, красивый и экологичный вид транспорта.
Трамвайной сетью окутан весь старый город, в 2008 году был открыт новый маршрут №9, а в августе 2012 года введён в строй новый участок маршрута у западного паромного терминала. Тот самый редкий случай, когда власти города понимают эффективность трамвая и позволяют ему развиваться.
Финские трамваи Valmet Nr 1+ были выпущены в период 1973-1975 года, в период 1993-2004 года прошли модернизацию и получили «+» в названии.
Этот двухзвенный:
А этот трехзвенный с низкопольным средним звеном, куда можно вкатывать коляски или инвалидные кресла:
Трамваи Valmet Nr 2+ выпускались с 1983 по 1987 года, в период 2006-2011 года тоже прошли модернизацию и получили «+» в названии. Визуально от предыдущей модели они отличаются расположением передних поворотников – значительно ниже, практически на уровне фар. У этих моделей тоже есть низкопольная средняя часть.
Внутри обновленные трамваи выглядят так.
Более новые финские трамваи:
Bombardie Variotram, выпущенные с 1998 по 2003 года.
Transtech Artic, выпускаемые с 2013 года.
Еще мы увидели желтый снегоуборочный трамвай за работой:
Немного дополнительной информации:
1) Несмотря на то, что трамвайные линии в старом городе очень извилистые, финские трамваи с легкостью справляются со всеми поворотами, без шума и скрежета. Даже не надейтесь, что вы услышите грохот и скрип колес приближающегося за поворотом трамвая, это вам не Россия. Переходите дорогу на светофорах.
2) Трамвай №2 проходит кольцевым маршрутом по всему старому городу. Если вы устали, можете сесть на двойку и любоваться Хельсинки из окна трамвая.
Автобус
По Хельсинки так же ходят автобусы, однако, в центральной части города они практически незаметны на фоне трамваев.
Метро
Метро в Хельсинки было запущено с 1982 года. Это единственный метрополитен в Финляндии, состоящий всего из одной раздвоенной ветки и 17 станций. На самом деле это просто замечательно для города с населением в 600 тыс. человек. Например, в России метрополитен строят только в городах-миллионерах и то, далеко не во всех.
В Хельсинки действует как подземное метро (в основном в историческом центре), так и «легкое» надземное, строительство которого обходится городу значительно дешевле, поэтому наземных станций достаточно много.
Все поезда метрополитена оранжевого цвета.
Внутри поезда тоже оранжевые:
Метрополитен обозначен привычной для нас буквой «М»:
Удивительно, но ни вход, ни выход в метрополитене Хельсинки не огорожен турникетами.
А еще в метро можно заходить с велосипедом:
Станции украшены максимально приближенно к природе:
Метро прорубали в скалах, поэтому украшать особо ничего не нужно, природный камень красив сам по себе:
Электричка
Центр (железнодорожный вокзал) Хельсинки соединен с аэропортом и некоторыми другими пригородными районами железной дорогой в форме сердца, правда с земли вы этого не увидите.
Оплата общественного транспорта
Пользование общественным транспортом в Хельсинки можно оплачивать как по-часам, так и по-суткам. У жителей города свои проездные карты, а туристам выгоднее пользоваться суточными проездными.
Мы провели в столице Финляндии два дня и распределили путешествие так: первый день осматриваем достопримечательности в пешей доступности, а второй день колесим с ветерком, поэтому проездной мы покупали только на 1 сутки.
Купить такой проездной можно в сине-серых автоматах в метро:
Выбираем английский язык -> Day ticket -> Helsinki Adult (или Helsinki Child 7-16 yrs, если с вами дети от 7 до 16 лет (проезд детей до 6 лет бесплатный)) –> 1day (или то количество дней, которое вам нужно) -> выбираем способ оплаты -> платим -> получаем билет
Здесь видно стоимость проезда от 1 дня до 7 дней.
Суточный проездной билет на одного взрослого человека:
Что дает этот проездной? Безлимитный проезд в трамваях, автобусах, метрополитене, на пароме до острова Суоменлинна и пригородные электрички.
Насколько это выгодно? Один проезд в трамвае стоит чуть больше 2€. Двеннадцатичасовая поездка на Суоменлинна стоит 5€. Получается проездной полностью окупается за одну поездку на остров и две поездки на трамвае.
Как им пользоваться? Проездной не нужно прикладывать к считывателям карт, просто держите его при себе. Сначала мы держали их в руке при входе в транспорт, а потом убрали в сумку: «Если попросят, достанем»
За сутки нас ни разу не попросили показать оплату проезда. Вообще, создается впечатление, что за оплатой никто не следит, а общественный транспорт в свободном пользовании. Однако, контроль все же есть, штраф за безбилетный проезд 80€.
Добраться до Хельсинки из России (и обратно) можно самолетом, поездом, на пароме или на комфортабельном автобусе Lux Express, как сделали это мы. О достопримечательностях Хельсинки и его музеях, читайте в наших предыдущих статьях.
Rinse fish fillets dгү ith paper towel.