Древнейшим центром Углича всегда был его кремль, расположенный на возвышенном правом берегу Волги, между ее маленьким притоком Шелковкой и Каменным ручьем. За свою долгую историю кремль неоднократно разрушался, горел, восстанавливался и снова разрушался.
Свидетельства современников и археологические раскопки дают возможность представить, как выглядел Угличский кремль в древности. Он был обнесен деревянной стеной и башнями. Реки Волга, Шелковка и Каменный ручей также служили ему защитой. С южной стены проходил глубокий ров, наполненный водой. Стены имели проездные ворота: в южной стене — Никольские — на главную дорогу в Ростов, Москву, Ярославль; в западной — Спасские — в Калязин; на северной стороне — «Вылазные» — на Волгу. Внутри кремля располагались княжеский дворец, главный собор, дома приближенных князя, служебные постройки, оружейные и продовольственные склады. В последний раз кремлевские укрепления возобновлялись в 1660-1662 годах и век спустя за ветхостью были разобраны. В начале прошлого века в кремле был насажен парк.
Каменная палата
Самый древний памятник Углича, дошедший до наших дней, — Каменная палата князя Андрея Большого, построенная в 80-х годах XV века. Это уникальный образец русского гражданского зодчества второй половины XV века. Дворец был резиденцией угличских князей и позднее — царских наместников. В 1584 году во дворце поселилась жена Ивана Грозного с царевичем Дмитрием. Здесь он и погиб, отчего сохранившаяся часть дворца получила название — Палаты царевича Дмитрия.
В XVII веке деревянная часть дворца разрушилась. Каменные палаты стояли заброшенными, им также грозило полное уничтожение. В XVIII веке собирались даже разобрать палаты на кирпич. ишь в начале XIX века дворец частично был восстановлен. Значительные реставрационные работы произведены в 1892 году, тогда же сделано новое восьмискатное покрытие и пристроено у северной стены деревянное крыльцо, выполненное в традициях древнерусской деревянной архитектуры. В те же годы реставрирована и часть декоративной обработки здания.
Сохранившаяся каменная часть дворца представляет исключительный интерес. Это кирпичная постройка, квадратная в плане. Плоскости ее стен прорезаны узкими окнами. Фронтоны здания украшены орнаментом из кирпича и цветных изразцов. Верхний этаж здания был тронным залом. Он представлял собой бесстолпную палату площадью 80 кв. м — в те времена выдающееся строительное достижение. Верхняя часть стен украшена орнаментом. До начала XIX века на стенах и сводах сохранились еще старинные фрески.
Постройка свидетельствует о высоком мастерстве и вкусе ее создателей, которые, как предполагают, принадлежали к новгородским каменных дел мастерам. Дворец Андрея Большого, строящий вдоль волжского берега, с восточной стороны оканчивался Каменной палатой, а с западной — Спасо-Преображеским собором.
Спасо-Преображенский собор
Каменный собор был построен одновременно с дворцом в 80-е годы XV века и являлся частью дворцового ансамбля. Он стоял несколько выдвинувшись к северу, вплотную примыкая к дворцу. Сохранившееся описание собора от 1674 года позволяет сравнить его с другими постройками того времени, например, с Ризположенской церковью Московского Кремля. Собор неоднократно подвергался разрушениям. Особенно сильно он пострадал в начале XVII века — во время польской интервенции. К концу XVII века собор пришел в полную ветхость и был разобран. В 1713 году (по другим источникам — в 1716-м) было окончено строительство нового собора, дошедшего до нас.
Вновь построенный Спасо-Преображенский собор представляет собой монументальное сооружение. Куб основной части покрыт четырехскатной кровлей и завешается мощным пятиглавием. Плоскости стен членятся лопатками на три части. Собор создан ярославскими каменщиками во главе с крепостным Григорием Федоровым. Нарядность храму придает декоративная обработка стен и барабанов. Особенно замечателен в этом отношении южный белокаменный портал с его пышным орнаментом. В начале XIX века к собору с юга пристроили портик, западную паперть и северный придел.
Внутренннее пространство храма перекрыто сводом, пролет которого равен 14 м. Сохранившаяся роспись сделана артелью художников во главе с Тимофеем Медведевым в начале XIX века. Живописцы применили любопытным прием: написанные ими объемно карнизы, колонны как бы еще более расширяют собор внутри. Сюжеты росписей взяты из евангельских преданий. Предполагают, что сцена «Преображения» на северной стене исполнена самим Тимофеем Медведевым. Рядом с собором в 1730 году была выстроена колокольня. Кровля и главка относятся к началу XIX века. Возвышаясь над собором, она как бы объединяет все кремлевские постройки. Далеко видимый силуэт колокольни вместе с куполами собора венчает весь ансамбль памятников Углича.
Церковь Царевича Дмитрия «на крови»
В северо-восточной части кремля расположена церковь царевича Дмитрия «на крови», построенная в 1692 году на месте, где, по преданию, был убит царевич и где в начале XVII века стояла деревянная часовня.
Сохранившаяся каменная церковь — характерная постройка второй половины XVII века. Это сравнительно небольшой пятиглавый храм с шатровой колокольней. Стены его окрашены в красный цвет, на фоне которого ярко выделяются белые, пышно обработанные наличники, белый широкий карниз, проходящий по верху центральной части здания, с белыми декоративными закомарами над ними. Храм увенчан несколько вытянутыми барабанами и синими главами с золочеными звездами. Красочность здания подчеркивает невысокий белый подклет, лишенный украшений. Шатровая колокольня храма выглядит приземистой из-за пристройки в 1860 году к церкви папертей. Лучше всего церковь смотрится со стороны южного фасада, дошедшего до нас почти без изменений.
Роспись трапезной храма выполнена мастером Петром Хлебниковым в 1788 году. Трапезная расписана на библейские темы. Живопись в известной степени отходит от традиции обычной церковной, она более объемна и реалистична. В особенности это проявляется в изображении нагих человеческих фигур. Последнее было необычно, и некоторым фигурам позднее «надели» пояса. Двухсветный зал главного здания расписан также в конце XVIII века, как предполагают, московскими художниками под руководством Сапожникова. На западной стене привлекает внимание многоплановая композиция, посвященная история убийства царевича Дмитрия. Сцена убийства изображена в левом нижнем углу. Очень выразительна та часть картины, которая повествует о восстании угличан. Росписи входа и паперти относятся к XIX веку и менее интересны.
В южной части кремля, возле моста через ров, расположено здание в классическом стиле начала XIX века. Оно было построено для градоначальника, позднее в нем размещалась городская дума. Центральная часть трехэтажного дома украшена шестиколонным портиком, опирающимся на первый этаж. Южный и северный фасады почти одинаковы. Стены обработаны горизонтальной рустовкой, что придает дому некоторую монументальность. Внутри здание значительно переделано.