Один из интереснейших пунктов «Золотого кольца» — Сергиев Посад (Загорск). В последние десятилетия он буквально стал местом паломничества тысяч и тысяч российских и иностранных туристов. О Сергиев Посаде написан не один десяток книг, не одна сотня статей.
Топоним Загорск очень молод. Это название появилось на карте страны только в 1930 г. Но нельзя сказать, что молод город, ныне называемый Загорском. Его история насчитывает не одну сотню лет.
Попробуем установить «цепочку» изменений, которые претерпевало название этого населенного пункта па протяжении столетий. Не будем забывать, что имя любого города никогда не бывает случайным, оно — исторично. Географические названия —это тот пласт лексики языка, в котором особенно отчетливо прослеживается связь языка и духовной культуры народа, языка и народного мировоззрения, языка и народного творчества. Серьезный анализ географических названий дает яркие подтверждения тому, что язык — составная часть и орудие культуры народа. Обратимся к истории ойконима Загорск в связи с историей называемого им населенного пункта, и прежде всего вспомним историю Троице-Сергиева монастыря.
Троице-Сергиев монастырь возник в тяжелое для Руси время, когда, прерываемый татарскими набегами и княжескими усобицами, только начинался процесс единения русских земель вокруг Москвы. Именно в тот период (около 1330-1332 гг.) из Ростовской земли в Радонеж переселился боярин Кирилл, когда-то «Один из славных и нарочитых бояр», а к моменту переселения разорений набегами, междоусобицей, данями и т.д. Вместе с родителями в Радонеж переселился и отрок Варфоломей – будущий Сергий Радонежский. Имя Сергий, полученное им при пострижении в монахи, навсегда скрыло от людей мирское имя Варфоломей. Сергий основал монастырь, который первоначально считался «пустынью», т.е. обителью, удаленной от центров, от городов. Однако в 30-50-х годах XIV в. Радонежская земля интенсивно заселялалсь, и создание монастыря было частью процесса оформления и развития Радонежского удела. Думается, составитель «Жития Сергия Радонежского» Епифаний Премудрый несколько романтизировал обстановку, в которой основался монастырь, когда писал следующее: «Не бе тогда окрест монастыря ни сел близ, ни дворов, все пусто, со вся страны лес бе, все пустыня».
Монастырь, который основал Сергий Радонежский и игуменом которого он был, стал именоваться — по центральному храму — Троицким. Популярность культа святой Троицы в XIV в. не может быть объяснена только лишь обострением догматических споров и оживлением выступлений против официального толкования троицы. Необходимо учитывать и конкретную историческую обстановку, начало объединительного процесса русских земель вокруг Москвы. Троица олицетворяла собой идею единства, преодоления распрей. Епифапий Премудрый писал, что Сергий основал монастырь для того, чтобы «воззрением на святую Троицу побеждался ненавистный страх розни сего мира». И Сергий, Радонежский, посвятив свой монастырь Троице, активно содействовал примирению князей, укреплению Руси перед лицом Золотой Орды.
Несколько слов о том месте, которое выбрал Сергий для своей обители. Первоначально Сергий замыслил поставить монастырь в урочище Белые Бога, у бывшего языческого святилища, о чем красноречиво свидетельствует и сам микротопоним — название урочища; потом у него было намерение поставить монастырь поблизости от современного села Марфино (См. Ратшин А. В. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях в России. М., 1852, с. 178). Однако эти попытки ни к чему не привели: вероятно, Сергий натолкнулся на сопротивление местных землевладельцев, что и заставило его искать относительно «пустынных», другими словами, незанятых мест. Местом, где, наконец, монастырь был поставлен, стала возвышенность — холм Маковец. Уже сам этот микротопоним указывает на то, что Сергий поставил свой монастырь на довольно высоком месте. Заглянем в словарь В. И. Даля: «Маковица, маковка — …вершина, верхушка, самый верх здания, дерева или высокого предмета» (См. Даль В. И. Толковый словарь…, т. 2, с. 291). Слово маковка русское. Первоначально оно обозначало только головку мака. В дальнейшем на основе сходства предметов по форме или по расположению частей название было перенесено и на другие предметы, попав, в частности, и в сферу местной географической терминологии (См. Шанский Н. М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971, с. 253)
Спустя два-три года к Сергию стали стекаться монахи, и в 1347—1348 гг. их было уже 13 человек. В 1353 г. Сергий Радонежский становится игуменом Троицкого монастыря, там утверждается общежитийный устав. По-новому организованный монастырь превращается в крупное феодальное владение и начинает осуществлять монастырскую колонизацию Северо-Восточной Руси. Начиная с 50-х годов XIV в. из Троице-Сергиева монастыря вышло более 20 устроителей новых монастырей, среди них Роман Киржачский (Благовещенский Киржачский монастырь), Андроник Спасский (Снасо-Андроньевский монастырь), Мефодий Песношский (Николо-Песношский монастырь), Федор Симоновский (Симонов монастырь), Савва Звенигородский (Саввино-Сторожевский монастырь).
Непосредственно свое название Троицкий монастырь получил по той маленькой церковке, которая была поставлена Сергием и его братом Стефаном в 1345 г. и посвящена Троице. Но в те бурные времена деревянные сооружения очень часто бывали недолговечны. И в 1408 г. Троице-Сергиев монастырь постигла печальная участь — во время нашествия хана Едигея он был сожжен. Новый этап в истории монастыря начался в 1422 г., когда произошла канонизация его основателя Сергия Радонежского. Торжественно был заложен каменный Троицкий собор «в похвалу» Сергия. Писать иконы для этого собора и расписывать его степы было поручено Андрею Рублеву и Даниилу Черному. Каменное строительство возобновилось в 1469 г., когда «в Сергееве монастыри у Троицы поставили трапезу каменну, а предстатель у нее был Василий Дмитриев сын Ермолин» (См. Полное собрание русских летописей, т. XXIII, с. 158)
В XVI в. Троице-Сергиев монастырь входит в систему оборонительных сооружений, форпостов вокруг Москвы. В течение десяти лет, начиная с 1540 г., здесь возводятся каменные стены (общая длина— 1284 м), в оврагах вокруг горы Маковец устраиваются запруды. Большой интерес любителей топонимики наверняка вызовут названия некоторых башен монастыря. Если подходить к монастырю со стороны Москвы, то сразу же в глаза бросается одна из самых мощных башен — угловая Пятницкая (названа по церкви Параскевы Пятницы 1547 г., что «на Подоле»), Самая красивая башня — Утичья (или Уточья). Первоначально она. называлась Жйтничьей башней (поскольку находилась напротив Житного двора). Однако после надстройки в конца XVII в. получила новое название — Утичья. Сохранилось предание о том, что молодой царь Петр стрелял оттуда уток, плававших в соседнем пруду. Якобы именно в память этого факта на Шпиле башни было поставлено изображение утки. Однако нам кажется, что есть возможность для разработки гипотезы в ином направлении.
Учитывая тот факт, что наиболее ранние источники упоминают название. башни в форме Уточья, а также то, что под башней находятся ключи, водные источники (что и позволило впоследствии провести в ней водопровод), вероятно, следует подумать о возможности связи названия башни именно с водными источниками, под ней расположенными (сравните слова утекать, утека и другие у В. И. Даля).
Более проста история названий остальных башен монастыря — Пивной (с обширными погребами), Конюшенной (или Каличьей), Плотиичьей, Звонковой (или Кузнечной), Сушильной, Красной, Луковой, Водяной, Келарской (келарь — в русских монастырях монах, заведовавший хозяйственной частью). Этимология этих названий в большинстве случаев достаточно прозрачна: почти все названия связаны с назначением башни, спецификой ее использования в монастырском быту, расположенностью поблизости от какого-либо объекта внутри монастыря или за его пределами, внешним обликом башни и т. д.
<!— Yandex.RTB R-A-1643356-3 —>
<div id=»yandex_rtb_R-A-1643356-3″></div>
<script>window.yaContextCb.push(()=>{
Ya.Context.AdvManager.render({
renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-1643356-3’,
blockId: ‘R-A-1643356-3’
})
})</script>
В 1744 г. Троице-Сергиеву монастырю было присвоено почетное наименование лавры. Лаврой (это слово древнегреческого происхождения, имевшее ряд значений—«мощеная дорога», «здание», «квартал» и т. д.) называли наиболее крупные мужские православные монастыри, которые подчинялись непосредственно высшей церковной власти. В русской православной церкви до революции имелось четыре лавры: Киево-Печерская,
Троице-Сергиева, Александро-Невская и Почаевская. Что касается Троицо-Соргиеной лавры, то возглавляет ее сам патриарх, а непосредственное руководство осуществляет наместник лавры архимандрит.
Совершенно справедливо падать вопрос: какова история светской части того населенного пункта, которая сформировалась вокруг Троицо-Сергиевского монастыря, какими топонимическими данными относительно ее мы располагаем?
Первые подмонастырские села появляются около Троице-Сергиева монастыря в конце XIV в. С начала XV в. возникают слободы. Их появление и развитие были связаны и с ростом монастырского хозяйства, и с проходившим здесь трактом. Древнейшим из них было село Клементьево, жители которого занимались ремеслами и торговлей (в основе этого ойконима лежит личное имя человека). В начале XV в. к востоку от монастыря выросла Служичья слобода, населенная «троицкими слугами» — доверенными лицами по управлению монастырскими вотчинами. Памятуя об осаде польско-литовских интервентов, монастырские власти набирают «охочих людей» в стрельцы и пушкари; так возникают Пушкарская и Стрелецкая слободы. К югу от монастыря в слободах жили мастера-строители. Посетивший в 1655 г. Троицу Павел Алеппский (спутник Макария, патриарха Антиохийского, в путешествии по России) писал, что вокруг монастыря «сады, идущие непрерывно один за другим, большой город… несколько монастырей и церквей, пруды и мельницы» (См. Павел Алепский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, вып. 4. М., 1898, с. 26).
В 1782 г. окружавшие Троицкую лавру села и слободы были объявлены городом, который получил название Сергиев Посад. Так па карте России возник новый ойконим. Указ императрицы гласил: «…живущия в слободах ведомства Коллегии экономии близ Свято-Троицкой Сергиевской лавры лежащих непахотным жителям, производящим торговлю и ремесла, позволить записаться по их желанию в купечество и мещанство, учреди для них посад под именем Сергиевской, и в нем Ратушу» (См. Собрание законов государства Российского, т. XXI, № 15371, с. 444 – указ от 22 марта 1782 г.). Первоначально слово посад в названии этого населенного пункта имело двойственную роль: оно определяло тип населенного пункта, его разновидность, одновременно являясь частью названия и приобретая в его составе все более твердое положение. Вскоре после указа был создан проект планировки Сергиева Посада. Центром города оставался ансамбль лавры, вокруг которой значительная площадь освобождалась от застройки. Сохранялись пять больших прудов: Белый — около Утичьей башни, Конюшенный — у северной стены монастыря, Пятницкий — близ Пятницкой церкви, Келарский и Клементьевский — к югу от монастыря.
Строительство шоссе, связавшего Москву с Сергиевым Посадом, было закончено в 1845 г., а спустя семнадцать лет было открыто движение по железной дороге.
В 1919 г. форма наименования изменилась: Сергиев Посад был преобразован в город Сергиев и стал районным центром, а с 1922 г.—уездным центром. А уже в 1930 г. город получил новое название — Загорск. Оно было дано в честь видного деятеля партии В. М. Загорского. Настоящая фамилия Владимира Михайловича Загорского была Лубоцкий (Загорский — это псевдоним); имел он и партийную кличку Денис. В. М. Загорский вступил в члены партии в 1905 г., в 1918 г. был избран одним из секретарей Московского комитета РКП(б). 25 сентября 1919 г. В. М. Загорского не стало: он вместе с другими партийными активистами был убит взрывом бомбы, брошенной левыми эсерами в помещение МК РКП (б) в Леонтьевском переулке.
Название Загорск — интересный топонимический казус. Оно образовано от антропонима Загорский, но теми людьми, которым неизвестна конкретная история его происхождения, оно воспринимается как название, относящееся к ряду ойконимов-ориентиров, указывающих на положение населенного пункта на местности относительно чего-либо. Русская топонимия достаточно богата такими примерами: Заречье, Заболотье, Заборье и, наконец, Загорье (есть и Подосинки, Залуги, Подберезное и др.). В результате поставленного нами небольшого эксперимента обнаружилось, что значительное число людей расценивают название Загорск как однотипное с топонимом Загорье.
Другим любопытным фактом является то, что ойконим Загорск — пример усеченного слова (так же, как н Дзержинск, Жуковск и т. п.). Судите сами, суффикс -ск в названии Загорск не имеет никакого отношения к словообразованию самого наименования и относится к дотопонимическому уровню, являясь составным элементом фамилии Загорский. Однако создается впечатление, что этот топоним стоит в одном ряду с такими, в составе которых -ск действительно словообразующий суффикс. Известно, что еще в IX—XII вв. ойконимы на -ск образовывались от основ, связанных с характеристикой природных особенностей, например Брянск (древний Дьбряпск, от дебрь — «лесная чаща»). Вплоть до настоящего времени с этим суффиксом образуются ойконимы как от нарицательных слов, например Подоль-ск, Том-ск, Алтай-ск, Белоречен-ск, так и от фамилий: Киров-ск, Ворошилов-ск, Ленин-ск и др. Название Загорск, таким образом, служит примером усечения, что свидетельствует об устойчивой, сложившейся топонимизации суффикса -ск.
Источник: М. В. Горбаневский, В. Ю. Дукельский — По городам и весям «Золотого кольца»