Строительство дворцового комплекса Царицыно началось в 1776 году по указанию императрицы Екатерины II. С 1984 г. вся территория дворцового ансамбля с прилегающими землями и водоемами названа музеем-заповедником города Москвы и относится к особо охраняемым зонам. Весь дворцовый комплекс выполнен в стиле «русской готики», над созданием которого трудился сначала архитектор В. Баженов, а вслед за ним — архитектор М. Казаков.
Сегодня мы отправляемся на первую ознакомительную прогулку по этому удивительному комплексу!
Как добраться: со станции метро «Царицыно» пройтись пешком под железнодорожными путями, затем еще немного прямо и вот мы на месте. Так же можно пройтись со станции метро «Орехово»
Ворота Царицынского парка.
Вход в парковую территорию музея-заповедника бесплатный. Ворота открыты с 6 утра до 12 ночи. Сразу на входе план с указателями всего комплекса.
Под белым куполом скрыт фонтан, а за лесом виднеются бирюзовые крыши Большого Дворца «Царицыно».
Посетителей единицы, погода слишком неприятная, зато много уток! Обязательно возьмите хлебушек для уточек, самые смелые будут есть у вас прямо с рук.
К фонтану, который находится в центре Царицынского пруда, с противоположных берегов подведены два моста. Летом фонтан начинает бить разноцветными струями под музыку «Вальс цветов» и «Марш» Чайковского. Фонтан построен сравнительно недавно — в 2007 году.
Вид на Большой Дворец с фонтана. Нам туда!
Справа небольшой островок для уток.
Кстати, к Большому Дворцу не обязательно идти через фонтан, можно воспользоваться широкой пешеходной дорожкой, разделяющей Верхний и Средний Царицынские пруды.
Здесь тоже очень много уток! Почему-то они пытаются идти против течения.
Фигурный мост — одна из первых построек архитектора Василия Ивановича Баженова. В основе моста две зубчатые башни с полукруглой аркой под ними. Эдакий готический въезд в императорскую резиденцию.
Сбоку видно, что колонны носят декоративный характер и разделены пешеходной дорожкой пополам.
Башни внутри полые.
Пешеходная дорожка с моста плавно переходит в аллею.
Мост построен на пригорке, откуда открывается вид на весь парк Царицыно.
Вид с моста на пруды.
Вид с моста на дворцовую площадь. Отсюда хорошо видно нежно-зеленую церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы Живоносный Источник.
Большой Дворец — детище второго по счету архитектора дворцово-паркового ансамбля «Царицыно» Матвея Казакова. По велению императрицы Екатерины II прежний архитектор был отстранен от работ, не сумев угодить её желаниям. Разочарованная императрица сказала, что его постройки больше походят на тюрьму, нежели на дворец и передала полномочия по строительству главного дворца М. Казакову. Часть построек В. Баженова пришлось снести, и на их месте за 10 лет был воздвигнут Большой Дворец (с 1786 по 1798).
Одна из башен Большого Дворца.
На преддворцовой территории сохранились остатки фундамента корпусов В. Баженова, которые были разобраны в 1795 г. в связи со строительством Большого Дворца.
Первый фундамент:
Фундаменты Камер-юнфарского корпуса. Архитектор В. И. Баженов. 1776-1778 гг. Корпус предназначался для камер-юнфар — фрейлин двора Екатерины II. Другими словами, для прислужниц императрицы; сменяя друг друга, они могли отдыхать в этом корпусе.
Второй фундамент:
Фундаменты и фрагменты стен большого кавалерского корпуса. Архитектор В. И. Баженов. 1782-1784 гг. Корпус был одним из главных зданий первоначального дворцового ансамбля Царицыно. Предназначался для кавалеров и придворных дам из ближней свиты Екатерины II.
Рядом с остатками фундамента выставлены миниатюры «Царицыно» в исполнении В. Баженова и после вмешательства М. Казакова.
По меньшей мере 5 строений Баженова были безжалостно сравнены с землёй.
Напротив Большого дворца расположен восьмигранный Второй Кавалерский корпус (постройка Баженова). У этого здания сразу 4 главных фасада, ориентированные по 4-м сторонам света. На момент реставрации от здания оставались лишь наружные стены, поэтому корпус воссоздавали по чертежам. Восьмигранный Кавалерский корпус хорошо виден на обеих миниатюрах выше.
Слева от Большого Дворца расположен Кухонный корпус или Хлебный дом. В этом сооружении планировалось разместить несколько кухонь, кондитерские, погреба, комнаты для работников кухни, однако, жизнь распорядилась этим здание иначе: больница, богадельня, училище, и даже коммунальные квартиры (до 1970х гг.) — вот чем была занята эта красивая постройка. Лишь в 2006 году, после реставрации, ей вернули статус Хлебного дома, разумеется, в режиме музея.
Тут же установлен памятник двум выдающимся архитекторам, которые, можно сказать, дважды сотворили этот прекраснейший дворцовый комплекс. Слева Василий Баженов, справа — Матвей Казаков.
Большой Дворец соединяется с Хлебным домом Галереей с аркой. Не имея никакого функционального назначения, постройка несет чисто декоративный характер.
В заключении: панорама Большого Дворца, Арки и Хлебного дома, выстроенных в одну линию.
В следующей статье прогуляемся по музеям Хлебного дома и Большого Дворца.