В главном Ботаническом саду Москвы зацвела сакура, что, несомненно, привлекает как ценителей японской культуры, так и просто любителей природы и спокойного времяпрепровождения.
Ханами 花見 — так в Японии называется праздник цветения сакуры. Дословно переводится как «Любование цветами» и образовано от двух слов 花 (хана) — цветок и 見る (миру) — смотреть.
Оглавление
Сакура в Москве
Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.
(Кобаяси Исса)
В Японии Ханами относится к официальным праздникам, отдыхающие выходят в парки и располагаются на пикники под цветущими деревьями, созерцая и любуюсь облетающими лепестками. Праздник этот мимолетен и при теплой безветренной погоде длится максимум 10 дней. Первой зацветает слива, завезенная в Японию из Китая, затем эстафета передается сакуре.
В России, из-за более сурового климата, сакура не распространена, а те сорта, что смогли прижиться, цветут значительно позже, нежели в Японии. Так, когда японское Ханами уже закончилось, русское только начинается. В этом году пик цветения в Центральной России выпал как раз на первые майские праздники, что очень удачно для всех желающих полюбоваться японской вишней.
Московский Ботанический сад им. Н.В. Цицина.
Очень хорошее место для бесплатного любования цветущей сакурой. Войти в сад можно со станции метро «Владыкино», как, собственно, мы и поступили. Тут главное следовать указателям «к Ботаническому саду» и выйти с нужной стороны.
Главный вход в сам Ботанический сад находится чуть правее, но для ленивых есть калитка в заботе в непосредственной близости от метро. А перед входом робот. Никакого отношения к Ботаническому саду он не имеет, просто рядом находятся гаражи, где, наверное, ремонтируют автомобили.
Сразу на входе несколько невысоких цветущих сакур.
Деревья обнесены лентой, но, судя по вытоптанной траве между ними, их это не особо спасает. Помню, в прошлом году в этом же саду к некоторым цветущим кустарникам были приставлены охранники, наверное, это единственный способ обуздать бесконечный поток всех желающих сфотографироваться.
На толстых голых ветках распустились практически белоснежные цветы с нежным ароматом. Очень жаль, что не подписан вид и сорт сакуры, это была бы полезная информация для посетителей.
Чуть впереди здание лабораторного корпуса, построенного в 1951 году.
Здание очень красивое и больше похоже на усадьбу, нежели на лабораторный корпус. Однако, уже требует реставрации наружной отделки.
Уж очень мне нравится вьюнок, ползущий по стенам и ступеням корпуса. Сейчас он только-только начал просыпаться, поэтому на фоне остальной зелени выглядит унылым сухостоем.
Перед лабораторным корпусом раскинулся небольшой, но довольно чистый пруд с уточками.
Желтоватый и красноватый цвет листвы некоторых декоративных растений навевает осенние мысли, но ведь мы находимся в главном Ботаническом саду Москвы, где собрано более 18 тысяч разновидностей растений всевозможных форм и цветов.
В вазы перед главным входом высажены ранние тюльпаны, которые уже полностью раскрылись.
Справа от лабораторного тоже распустилось дерево сакуры, мне кажется, точно такое же, как и деревца на входе в Ботанический сад, только намного крупнее. Тут же и изумительное пышное хвойное дерево. Опять-таки, ничего не подписано, так что остается лишь догадываться, что оба они привезены из Японии.
Все-таки изумительно, как чуть розоватые цветки обволакивают совершенно голые черные ветки.
Обходим вокруг пруда и направляемся через дендрарий в сторону японского сада.
Там, вдалеке, розовым облаком тоже цветет вишня.
Территория большого Ботанического сада просто огромная — практически 350 Га. Японский сад расположен в глубине Ботанического сада на территории дерндрария. Туда нельзя подъехать на машине, зато очень приветствуются такие виды транспорта, как велосипед, самокат, скейт, ролики и т.п. Для быстрого передвижения здесь даже размечена велодорожка справа, очень удобно. Пешая же прогулка займет минут 15-20 в одну сторону.
Гуляя по дендрарию даже не верится, что находишься в самом центре Москвы, хотя, и на обычный лес он тоже не похож: уж слишком ухоженный лес. Кстати, территорию обрабатывают от клещей, и на момент нашего посещения на входе висела надпись с датами предстоящей обработки.
Опять же, очень жалко, что деревья не подписаны. Хотелось бы иметь представление хотя бы о самых старых «обитателях» дендрария.
На пути нам встречается еще одна сакура. Равнодушных нет, все подходят полюбоваться и сфотографировать розовые цветки.
Лианы все еще спят.
А здесь территория елей!
На деревьях висят кормушки, хотя, многие обитатели настолько прикормлены, что не прочь урвать лакомства прямо с рук.
Как только дорожка начинает уходить резко влево, знайте, вы практически у Японского сада!
Японский сад в Москве
Московский Японский сад был открыт в 1987 году как подарок Советскому Союзу при поддержке Японского посольства в Москве. Занимает 2,7 Га земли Ботанического сада, и для его постройки даже пришлось перенести коллекцию рододендронов на другую территорию.
Перед входом территория тоже достаточно интересная: высажены декоративные кустарники и раскинулся «сад камней». Конечно же, это больше развлечение для детей, нежели настоящий сад камней.
Следуя японским традициям, первой постройкой, появившейся на территории Японского сада были бамбуковые ворота. Их установили сразу после основного формирования ландшафтов.
Сейчас же священным входом не пользуются. Гости сада заходят через обычные металлические ворота, на входе стоит охрана. Коляски, велосипеды, ролики просят оставить на входе, дабы не портить ландшафты садика.
Перед входом также цветет сакура, так что своей очереди в кассу можно дожидаться под цветущими деревьями. В период Ханами очереди просто огромные, есть смысл подходить заранее. Мы подошли за пол часа до открытия, и уже была небольшая очередь, которая росла с каждой минутой.
Цветами сакуры на голых ветвях
Любуются люди.
Цветы, скрытые от взгляда, опадают всуе. (т.е. напрасно, без толку)
(Император Мэйдзи)
В ожидании открытия сада любуюсь, как ветер срывает нежные розовые лепестки.
Небольшое видео опадающих лепестков:
На кассе множество полезной информации о правилах посещения Японского сада.
Право на бесплатное посещение при предъявлении соответствующего документа предоставляется: ветеранам и инвалидам ВОВ; инвалидам I группы; детям дошкольного возраста; многодетным родителям с детьми.
Профессиональная (то есть с использованием дополнительного оборудования) фото- и видео съемная платная и проводится по согласованию с администрацией Японского сада (тел. 8 (499) 977-84-18)
Информация для учащихся художников: заниматься живописью с использованием мольбертов и другого оборудования можно только по понедельникам и четвергам.
Режим работы:
ВТ, СР, ПТ — с 12:00 до 18:00;
СБ, ВС и праздничные дни — с 12:00 до 20:00 (касса работает до 19:30);
ПН и ЧТ — санитарные дни.
Стоимость посещения:
Стандартный билет — 150 р. в будни; 200 р. в выходные
Для студентов дневного обучения российских вузов и школьников — 80 р. в будни; 100 р. в выходные
Пенсионерам — 20 р. в будни; 30 р. в выходные
(не забывайте подтверждающие документы)
На период цветения сакуры действует особое расписание:
Самое приятное, что цены с прошлого года остались прежними.
Как хорошо,
Когда, на рассвете проснувшись,
Выглянешь в сад —
И увидишь вдруг, что бутоны
превратились в цветы на вишне.
(Татибана Акэми)
Наконец-то заходим в сад, сразу же нас встречает ветка сакуры и каменный фонарь касуга–торо.
Проектированием ландшафта занимался японский ландшафтный архитектор Кен Накадзима, сумевший воплотить в жизнь почти 20 проектов Японских садов за границей, тем самым продвигая японскую культуру во всем мире. В 1986 году на своей родине был удостоен звания «Живущее Национальное сокровище».
Для придания саду нынешнего облика потребовалось 4 года и немало усилий: первым делом была сформирована водная система сада, имеющийся водоем расширили, образовав на нем остров, затем были залиты фундаменты под павильоны, земельные холмы и равнины тоже формировали при помощи техники.
Камни привезены с карьеров Западной Украины, так как они наиболее походили на подлинные японские. Всего было привезено 250 тонн камней. Расставлялись пятитонные булыжники очень тщательно, иногда установка занимала несколько дней, иногда работу приходилось переделывать спустя неделю.
Из Японии были привезены: почти 200-летняя тринадцатиярусная каменная пагода, три каменных фонаря (тори), чаша цукубай и некоторые растения.
Тринадцатиярусная буддийская каменная пагода является композиционным центром Японского сада.
Каменные фонари торо 灯籠 — важнейшая составляющая любого Японского сада. Изначально торо пришли в Японию из Китая, как осветительные металлические фонари. Вскоре японцы начали устанавливать торо перед входом в храм Будды и поджигать в них благовония. В эпоху Муромачи (1336 — 1573 гг.) возросла значимость чайных церемоний, которые проводились в садах, где также начали устанавливать торо и ставить в них свечи для освещения. С тех пор и по сей день каменные торо превратились в неотъемлемый элемент японских садов.
Подлинные торо высекаются из камня и состоят из основания, опоры, подставки для световой камеры, самой камеры, крыши и навершия. В световую камеру устанавливается свечка. Интересно, зажигаются ли когда-нибудь торо в Московском Японском саду?
Каменные фонари — не просто декоративное украшение, у каждого из них есть свое место, предназначение и название.
Касуга-торо — самый большой фонарь, и устанавливают его на самое видное место, чаще — на входе. Иногда Касуга-торо ставят парами. Этот фонарь украшают резьбой, края его крыши загнуты вверх. Название Касуга, предположительно, происходит от названия синтоистского храма Касуга Тайся в гороге Нара, ко входу которого выставлено более 3000 фонарей, поэтому и фонари Касуга-торо ставятся на входе в сад.
Юкими-торо — состоит из слов 雪 (юки) — снег и 見る (миру) — смотреть. Фонарь для любования снегом. На его плоской широкой крышке собирается снег и долго не тает, отчего им можно сполна налюбоваться. Юкими-торо устанавливают рядом с водой на берегу или на островах, чтобы он мог отражаться в воде, так кажется, что снега становится еще больше.
Орибе-торо и каменная чаша Цукубай ставятся всегда вместе.
Цукубай 蹲い — сидение на корточках, умывальный таз в саду (перевод из словаря). В буддийских храмах каменные чаши Цукубай используются для омовений рук и полоскания рта. Отсюда же набирается вода для чайных церемоний.
Вода в Цукубай подается из бамбуковой трубочки Какэй. Иногда композиция дополняется несложным механизмом, позволяющим бамбуковой трубочке периодически стучать о чашу, издавая приятный глухой звук.
Орибе-торо названа именем мастера Орибе. По легенде в XVI в буддийском храме жил мастер чая Орибе, по вере он был христианином. Чтобы иметь возможность молиться своему Богу, мастер Орибе вырезал внизу каменного фонаря распятие, которое было скрыто от посторонних глаз листьями растений. Каждый раз, вставая на колени, чтобы набрать воду из чаши, мастер Орибе молча молился и сохранял в себе веру. Даже сейчас фонари Орибе-торо изготавливают с условным обозначением человека внизу.
Проектированием мостов и трех павильонов занимался архитектор Такео Адэчи.
Тясицу 茶室 — домик (павильон) для чайных церемоний. Такие домики очень скромные как снаружи, так и внутри, тем самым давая возможность ловить красоту в самых простых деталях. Попасть в домик возможно в момент проведения чайной церемонии, на которую надо предварительно записываться.
Домик для отдыха, вмещающий достаточно много посетителей. Здесь можно отдохнуть, либо укрыться от жары или от дождя.
Беседка выглядит достаточно мрачной, однако, вот, что по этому поводу говорит писатель Д. Танидзаки: «Для полного наслаждения японцу нужен некоторый полумрак, предельная чистота и такая тишина, чтобы ухо различало даже комариное пение».
Беседка для уединения рядом с прудом. Круглые окна с решеткой из деревянных реек служат дополнительной вентиляцией в знойный день. Круглая форма символизирует солнце (или луну), а лучи солнца, падающие сквозь решетку, создают очень интересную игру света.
Мост Яцухаси 八つ橋 — мост восьми путей. Название образовано из слов 八つ (яцу) — восемь и 橋 (хаси) — мост. Другими словами — это ломаный мост, а число изгибов может быть и менее восьми, например, в Московском Японском саду их семь, но смысл от этого не меняется. Почему мост такой необычный? По учению Будды это восемь путей постижения истины жизни. Жизнь человека, идущему по извилистому такому пути (мосту) сложна, но тем самым человек избавляется от преследуемых его злых духов, которые могут перемещаться только по прямой линии.
Кроме Яцухаси есть и несколько привычных деревянных мостиков. Легко заметить, что при создании Японского сада по максимуму старались использовать природные материалы: камни, дерево, как символ воссоединения человека с природой.
Мост, как символ перехода, не обязательно должен быть мостом в нашем привычном понимании. Несколько камней через речку, лежащих на тропе в чайный домик, тоже символизируют переход, где гость должен оставить все свои обыденные мысли на противоположной стороне.
Водные каналы проложены в саду по замкнутому кругу. Водная стихия обширно представлена во всех своих проявлениях: где-то это озеро, где-то — спокойная река, где-то горные водопады.
От пены образуется интересный рисунок на воде.
Цветущая сакура в Японском саду в Москве
В Московском Японском саду растет более 100 видов растений, некоторые из них были специально завезены из других стран:
из Белоруссии — хвойные деревья;
из Латвии — рододендроны;
из Японии — сакура, красный клен, вяз Давида, японские рододендроны и др.
Первая сакура, посаженная министром иностранных дел Японии Синтаро Абэ в 1986 году. Это дерево растет в Японском саду уже почти 30 лет.
А вот и еще группа цветущих сакур, с которыми все норовят сфотографироваться.
Нашему народу таблички с надписью «По газонам не ходить» недостаточно, надо залезть прямо не дерево, чтобы уж наверняка воссоединиться с природой и познать дзен. Рычагом управления послужил охранник, которому так и пришлось остаться рядом с деревом, постоянно сгоняя людей с уже вытоптанной донельзя травы.
Нет в Йосино воров!
Цветущей вишни ветку
Никто не украдёт.
(Ёса-но Бусон)
Все приходят с фотоаппаратами, и сколько бы ни фотографировал цветущие деревья, все кажется мало.
Помимо домиков для отдыха, в саду достаточно лавочек, можно любоваться садом из любой его точки.
Еще несколько фотографий прекрасной сакуры для созерцания.
Людей все больше и больше, времени около 3х дня.
Кот тоже познает дзен.
Спасибо Японскому саду, его создателям и нынешним работникам за три чудесных часа. На выходе увидели, что очередь выросла до невероятных размеров, людям пришлось стоять в кассу по 1,5 часа, это в очередной раз доказывает лишь одно — как прекрасно весеннее Ханами.