С момента своего основания Ростов-на-Дону был богатым портовым городом, именно поэтому, гуляя сейчас по его улицам, можно увидеть множество красивых купеческих зданий, церкви различных конфессий, современный общественный транспорт, зеленые парки и длинные набережные. Но есть в южном Ростове одна необычная достопримечательность, которая делает этот город особенным. И, чтобы её увидеть, нам придется спуститься под землю!
Речь идет о подземных пешеходных переходах в центральной части города. Стены этих переходов в Советское время были украшены плиточной мозаикой. Уникальные в своём роде для всей России, мозаичные панно Ростовских «подземелий» признаны объектами культурного наследия. Посмотреть на них можно совершенно бесплатно. Но учтите, что, разглядывая мозаики, вы можете зависнуть в переходах надолго, так что не забудьте хоть немного запастить свободным временем.
Мозаика в подземных переходах Ростова-на-Дону
Оглавление
История создания мозаичных панно в подземных переходах Ростова-на-Дону
Работа по созданию всей этой красоты легла на плечи Мостоотряда №10, начальник которого (Георгий Иванович Былло) и выступил инициатором мозаичной идеи. В 1971 году он познакомился с Юрием Никитовичем Лабинцевым – облицовщиком с большим стажем, который смог воплотить замысел с мозаиками в реальность.
Над созданием первых панно трудилась бригада из 7 человек (позже людей стало больше). Кропотливая работа отнимала много времени. От эскиза до готового результата мог пройти целый год. Бригада работала прямо в переходе на трехметровом столе, вручную по наброскам вытачивая каждый элемент мозаики. Очень часто плитка крошилась прямо в руках и приходилось вытачивать элемент заново. Бывало, что плитка была не тех цветов, тогда ее приходилось перекрашивать и обжигать.
Верно сказали в одном из интервью работники бригады: «Самое главное в нашей работе — это терпение.»
Уникальность Ростовских мозаичных панно
В чем же уникальность Ростовских мозаичных панно?
Во-первых, для создания панно использовалась самая обычная облицовочная плитка, которую кладут в ванной. Именно поэтому и возникали проблемы с цветовой палитрой, ведь эту плитку не делали на заказ, а просто поставляли с заводских складов. Хуже всего было с элементами красного цвета, такой плитки всегда не хватало, ведь мало кто будет делать у себя красную ванную.
Во-вторых, уникален сам способ выкладывания панно. Обычные мозаики состоят из маленьких квадратиков (плиточной крошки), а в Ростовских переходах каждый элемент картины вытачивался отдельно. Например, эти звездочки. Каждая звездочка – это отдельная плитка, и так на всех панно. Подходить близко и разглядывать эти мозаики – одно удовольствие!
Всего в Ростове-на-Дону 4 подземных перехода с мозаикой.
Дары Дона
Первыми мозаичными облицовками был украшен подземный переход на пересечении Буденновского проспекта и улицы Московской/Станиславского. Произошло это в 1972 году. Рядом с этим подземным переходом находится Центральный рынок, чем и была определена основная тематика мозаик – дары Дона.
На этой стене мы видим мозаики с фруктами, овощами, ягодами и семенами.
А на другой стене – мозаики с птицей, мясом и рыбой.
В поддержании сельскохозяйственной темы выложено панно с уборкой урожая.
Помимо сельского хозяйства в этом же переходе можно увидеть диких птиц и животных, населяющих Донской край.
Дикие утки, лебеди, журавли.
Дикие зайцы, кабаны, лось.
Переход большой, на шесть выходов, так что это далеко не все мозаики, которые можно в нём увидеть. Речь идет о сценах из литературных произведений Михаила Александровича Шолохова – лауреата Нобелевской премии «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».
Одна из них — шуточная сцена из произведения «Поднятая целина», когда дед Щукарь подавал на обед для полеводческой бригады кулеш (сытное блюдо, которое готовили казаки). Котел с едой уже почти опустел, и тут бригадир по фамилии Любишкин достает со дна котла лягушачью лапку… Мнения сидящих за столом по поводу сваренной лягушки разделились: женщины принялись ругать деда, а некоторые мужчины наоборот – развеселились. Сам же дед Щукарь начал оправдываться, придумывая на ходу, что это вовсе не лягушка, а устрица – деликатес!
Как в котел с обедом попала лягушка? «…воду черпал он в ближнем мелководном пруду» — так и зачерпнул вместе с лягушкой.
Еще несколько стен данного перехода украшены панорамой Ростова-на-Дону. С реки открывается красивый вид на Ворошиловский мост и городские высотки. А на воде отдыхают горожане, катаясь на лодках и водных лыжах.
Счастливое советское детство
Второе мозаичное панно появилось в подземном переходе на пересечении Большой Садовой улицы и Ворошиловского проспекта. Здесь находится главная административная площадь города. Оформление этого перехода проводилось в 1979 году, который по решению ЮНЕСКО был объявлен годом ребенка. Данная тема и легла в основу мозаичных сюжетов данного перехода.
Жизнь начинается с роддома.
Далее детский сад и беззаботные летние прогулки у реки, где можно построить песочный замок, покидать мячик или сыграть в классики.
Зима – тоже прекрасное время года! Как же здорово покататься с друзьями на лыжах, коньках или санках, слепить большого снеговика и поиграть в снежки.
Школьный звонок, первый класс и красный пионерский галстук.
На этой панораме есть два секретика. Первый — автопортрет автора работы (Юрия Никитовича Лабинцева), когда тот сам был первоклашкой. Второй — среди родителей изображена первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Попробуйте отыскать их на панно без подсказок!
Ох уж эти непростые школьные будни, когда учительница вызвала тебя к доске, а ты не знаешь, как решить задачу. Уравнение, изображенное на школьной доске, позаимствовано со знаменитой картины русского живописца Николая Петровича Богданова-Бельского, написанной в 1895 году. Картина называется «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского».
Время летит неумолимо, и наступает вечер школьного выпускного бала. Нарядные и счастливые выпускники танцуют под выступление вокально-инструментального ансамбля. Среди ростовчан ходит шутка, что со сцены им поет молодая Пугачева, хотя, свой первый альбом Алла Борисовна запишет только в 1977 году.
Героическая битва Ростова-на-Дону
Третий подземный переход был украшен мозаиками в 1983—1984 годах. Находится он на пересечении Большой Садовой улицы и Буденновского проспекта. Основная тема панно – военное время. Тут можно увидеть сюжеты Великой Отечественной войны и военные походы Петра I.
Сюжет, посвященный Великой Отечественной войне, показывает нам храбрый бой Советской армии под командованием лейтенанта Сергея Оганова и политрукома Сергея Вавилова. Дело было поздней осенью 1941 года, когда немецкая армия начала новую атаку на Ростов-на-Дону. Небольшая батарея артиллеристов, в составе которой было всего 4 орудия, ценой жизни всех солдат смогла удержать 50 немецких танков, подбив почти половину из них.
Во время создания данной панорамы, у бригады укладчиков возникли проблемы с цветовой палитрой. Для передачи трагичности сюжета была нужна достаточно темная плитка, которой не было в наличии. Тогда рабочим пришлось перекрашивать и обжигать плитку заново, только так они смогли добиться нужных приглушенных цветов и оттенков.
На другой стене этого подземного перехода выложено панно, в котором запечатлены Азовские походы Петра Первого в 1695 – 1696 гг., закончившиеся взятием турецкой крепости Азов.
В данном сюжете мы видим ремонт военных судов, стоявших у берегов Темерника (правый приток Дона). Из котла валит черный дым – это кипит смола, которой будут смолить днище кораблей.
В левой части панорамы изображено застолье – будни перед сражением.
Женщины готовят уху. Обратите внимание, каких невероятных размеров рыба. В те времена дончане рыбу не ловили, а брали – настолько много её было в реке.
Прошлое, настоящее и будущее космонавтики
Последний четвертый подземный переход, украшенный мозаичными панно, находится на пересечении Большой Садовой улицы и Кировского проспекта. На фоне трех предыдущих переходов – этот переход является самым маленьким, но от этого не менее интересным. Сюжеты его мозаик посвящены космосу.
Вот, например, космонавты, гуляющие по Ганимеду (спутнику Юпитера). Это самый большой спутник Солнечной системы. Масса Ганимеда превышает массу Луны в 2 раза. Впервые его начали изучать в 1973 году при помощи космического зонда НАСА. А спустя почти 40 лет при помощи другого космического зонда было обнаружено, что под ледяной корой Ганимеда течет соленый океан, а значит, возможно, там есть жизнь.
В данной статье мы показали далеко не все мозаичные картины из «подземелий» Ростова. Панно настолько большие и выполнены настолько скрупулезно, что рассматривать их можно бесконечно долго. Так что, приезжайте в Ростов-на-Дону и насладитесь прогулками по подземным переходам в полной мере!