Рязанская область богата на старинные усадьбы, немалая часть которых была построена династией фон Дервизов. И сегодня наша виртуальная экскурсия будет посвящена удивительной усадьбе-конезаводу, находящейся в поселке Старожилово.
В XX веке Старожилово был из известен на всю страну, как один из лучших конезаводов России. С тех пор минуло более 100 лет, а в небольшом поселке в 50 км от Рязани до сих пор разводят лошадей, правда, уже не с тем царским размахом и не в тех идеальных условиях, что раньше.
Стоит только взглянуть на стройные ряды зубчатых башенок, как тут же в голове возникает вопрос: «Откуда тут, в типично-русской Рязанской области, мог взять этот удивительный европейский замок?»
Для ответа на этот вопрос, давайте ненадолго перенесемся в прошлое, а точнее в 1740-е года XVIII века. Примерно в то время русский император Петр III приглашает в Санкт-Петербург немецкого юриста Иоганн-Адольф Визе. Дело в том, что его жена (Христина Геркле) была кормилицей Петра III, и таким образом император решил выказать ей и всей её семье благодарность. Семья Визе получает должность во дворце Петербурга, а в 1761 году – дворянский статус с приставкой к фамилии «фон дер». Спустя какое-то время фамилия барона фон дер Визе перестроилась на русский лад, и он стал называться борон фон Дервиз.
Через несколько поколений семейная ветвь фон Дервизов не только широко разрослась по России, но и приумножила свои капиталы. Например, один из правнуков Иоганна-Адольфа Визе (Павел Григорьевич фон Дервиз) занимался строительством железных дорог. После смерти Павла Григорьевича, двое его сыновей получили огромное наследство. Старший сын – Сергей Павлович – продолжил дело отца с железными дорогами и построил себе в Кирицах (тоже Рязанская область) великолепную усадьбу, больше напоминающую сказочный замок принцессы. А младший сын – Павел Павлович – решил посвятить свою жизнь лошадям.
Старожиловская земля была куплена еще отцом Павла Павловича – Павлом Григорьевичем при строительстве железной дороги. А вот благоустройством усадьбы-конезавода занимался уже Павел Павлович.
Интерес к лошадям у Павла Павловича появился в годы его службы в кавалерийских частях, где он какое-то время занимался отбором и закупкой лошадей для армии. Таким образом, посетив за время службы все основные конезаводы Российской империи, Павел Павлович не только стал отлично разбираться лошадях, но и обзавелся полезными знакомствами.
Весь комплекс Старожиловского конезавода строился с 1891 по 1897 год. По своим размерам и техническому оснащению он представлял собой целый город внутри небольшого села.
Конный завод располагался по обе стороны от реки Истья. В его состав входили: усадебный дом, дома управляющих, обслуживающего персонала и работников завода, церковь, водонапорная башня, конюшни, ветеринарный лазарет, манежи, мастерские, каретная, кузница, склады и т.д. Так же были коровник, молокозавод и даже собственный летний театр.
Кто был архитектором этого прекрасного неоготического конно-жилого комплекса доподлинно неизвестно. По одной версии это был Федор Осипович Шехтель, занимавшийся строительством усадьбы в Кирицах для старшего брата Павла Павловича. По другой версии, это был некий господин Иванов. В любом случае, архитектор явно постарался на славу!
Весь комплекс был оснащен по последнему слову техники (того времени, разумеется): был проведен водопровод и отопительная система.
Вот перед нами конюшня с манежем на 150 лошадей. Она построена в форме замкнутого квадрата. В угловых башнях на первом этаже хранились тренировочный инвентарь и корма для лошадей, а на втором этаже проживали работники.
На Старожиловском конном заводе разводили несколько групп лошадей. Верховых, предназначавшихся для армии. Рысистых – для выступлений на ипподроме. И тяжеловозных – для выполнения тяжелых работ.
После революции завод национализировали, но продолжали использовать по назначению, так как лошади были нужны в военных действиях. Всё резко изменилось с началом Второй Мировой войны. Эвакуированных лошадей погнали за Оку, и во время переправы большинство из них просто утонуло. Если в лучшие времена поголовье завода приближалось к 3000 лошадей, то после войны их осталось всего 43. Всю работу по селекции пришлось начинать заново.
На удивление, в советское время завод не закрыли. Вместо этого в Старожилово начали свозить чистокровных лошадей со всей страны и приступили к выведению новой породы. В самом конце XX века на заводе удалось селекционировать русскую верховую породу, занимавшую призовые места как в России, так и за границей. В 1999 г. русской верховой породе присвоили регистрационный номер.
Лошади этой породы в основном темных мастей (хотя, конечно, есть и исключения), отличаются изящными формами головы, аристократическим телосложением и покладистым нравом.
К сожалению, сейчас Старожиловский конезавод переживает не лучшие времена. Все здания обветшали и нуждаются в капитальном ремонте, который последний раз проводился в 1993 году. Если раньше лошади всегда находились в тепле, то сейчас зимой у них в поилках замерзает вода, а под ногами проламываются доски.
Конному заводу нужны щедрые инвесторы, которые бы могли спасти и памятник архитектуры, и лошадей.
Попасть на конный завод в Старожилово может любой желающий. Можно приехать своим ходом, прогуляться по территории и сделать множество красивых фотографий с лошадками. А можно заказать экскурсию и узнать много интересно и о самом конном заводе, и о лошадях.
Лошадки, гуляющие в открытых манежах, с удовольствием интересуются новыми людьми. Но если вы хотите их чем-нибудь угостить, спросите разрешения у работников завода, прежде, чем это делать!