Тамбовский кардиологический санаторий и по совместительству музейный комплекс – бывшая усадьба семьи Асеевых. Усадьба построена в начале XX века по проекту столичного архитектора Л. Н. Кекушева в стилистике барокко, классицизма и модерна одновременно. По сей день воздушный бисквитный белый дворец ловит на себе восторженные взгляды, что уж говорить о провинциальном Тамбове начала XX века. Если вы собираетесь в Тамбов, обязательно включите дом Асеевых в свою городскую экскурсию, ведь именно тут жил самый богатый человек города и оставил после себя маленький Петергоф на берегу извилистой Цны.
Вход на территорию усадьбы свободный. И даже не сразу понятно, где тут кардиологический санаторий, лишь информационный щит и цветник в форме сердца выдают его существование.
У дома нет двух одинаковых сторон, так же как нет симметрии фасадов, в этом и заключается стиль барокко. Это парадный вход, через который заходили Асеевы и гости дома.
Парадную дверь охраняют два свирепых льва. Мы еще встретим этого хищника внутри дома. До наших дней сохранилась оригинальная деревянная дверь с плавными изогнутыми линиями.
Напротив парадного входа — фонтан, очевидно, возвели его недавно. Ранее на этом месте располагался дом художника Н. М. Шевченко – друга главы семьи Асеевых. Всего в парке собираются возвести 18 фонтанов на манер Петергофа.
С южной стороны дома еще одна лестница – выход из парадной столовой прямиком в парк.
Со стороны набережной дом выглядит так:
С восточной стороны был вход для прислуги, сейчас этим входом пользуются туристы. 🙂
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Музей работает с 10:00 до 18:00, в четверг с 13:00 до 21:00, понедельник – выходной.
Адрес: ул. Набережная, д. 22/1
Стоимость взрослого билета вместе с экскурсоводом абсолютно условная – всего 150 рублей; для учащихся и студентов – 80 рублей. Продолжительность экскурсии – 1 час.
Фотосъемка оплачивается отдельно – 170 рублей.
Так же в музее есть три дня в году с бесплатным посещением: 18 мая, 27 сентября и 4 ноября.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Михаил Васильевич Асеев родился 1 ноября 1858 г. в селе Рассказово Тамбовского уезда в купеческой семье. Михаил получил гимназическое образование в Тамбове, затем уехал в Москву и поступил в университет на медицинский факультет и учился на одном курсе с А. П. Чеховым. Однако, в отличие от Чехова, неизвестно, занимался ли Асеев медицинской практикой, но на всех документах он подписывался как «Врач Асеев». После смерти родителей Михаил Асеев и его младший двоюродный брат Василий Тихонович Асеев вступили в управление сложным отцовским хозяйством имели в этом деле большой успех. У братьев было много различных производств (сахарные заводы и винокуренные, производящие водку), разбросанных по России и приносящих большой доход. Но особенно братья разбогатели благодаря суконному производству в Тамбовской губернии.
В 1904 году будущий владелец особняка — Михаил Васильевич Асеев — приобрёл участок земли со старинным парком и заказал строительство дома у московской компании. В 1906 году с разрешения городской управы в план дома вносятся изменения и с ним непосредственно начинает работать архитектор Лев Кекушев – родоначальник московского модерна. Под руководством Льва Кекушева дом перестраивается и, в связи с этим, значимость дома многократно возрастает. Этот дом – наиболее хорошо сохранившееся творение Льва Кекушева с внутренней отделкой. В Москве такого богатства уже не найти.
Гардеробная
Гардеробная, где сохранилась мебель. Отличительная черта модерна – плавность линий, отсутствие углов, «линия волны», «линия травинки на ветру», что и наблюдается в гардеробной.
Сохранившиеся крючки для одежды. Модернисты очень любят стилизацию. Здесь стилизация головы насекомого, кузнечика, муравья, или богомола.
Асеевым недолго удалось пожить в доме. В 1906 году дом перестаивается, но в 1917 году начинаются революционные восстания, из-за чего хозяева вынуждены покинуть усадьбу. Вся семья Асеевых уезжает в сторону Сербии в Белград. Одна из дочерей уехала жить в Абхазию, работала врачом-микробиологом. После смерти Асеева оба его сына, одна из дочерей и жена уезжают жить в Латинскую Америку.
Дом превратили в детскую колонию, позже в доме разместили два туберкулезных санатория и приют для бездомных детей. Ценности из дома настолько активно разворовывались, что уже в 1918 году власти Тамбова через газеты просили граждан вернуть разграбленное. Удивительно, что вообще что-то сохранилось. С 20х гг. в доме располагались медицинские учреждения, с 30х гг. дом передан курортному управлению и в нем располагается санаторий. По сей день на территории усадьбы действует кардиологический санаторий.
Каминная комната
Каминная комната, куда сразу проходили господа, а прислуга уже забирала одежду и относила в гардеробную. Сохранился камин и паркетный пол.
Мебель и картины привезены в музей из других домов. На столике лежат курительные трубки.
Первый этаж дома – возможность любоваться бесконечными росписями потолков (плафонов).
В углу плафона можно увидеть подпись художника – Адамович 1946 год. В конце 1945 года сгорел второй этаж, крыша и перекрытия, после чего пострадали росписи плафонов первого этажа. Сразу после окончания войны в 1946 году в дом были приглашены московские реставраторы и художники.
Парадный подъезд
Парадный подъезд, откуда в дом заходили хозяева и гости дома. В парадном подъезде сохранились двери в стиле модерн с закругленным остеклением. Так же двери смещены относительно центра стены, что тоже характерно для стиля модерн.
На полу сохранилась керамическая плитка, сейчас этой плитке порядка 110 лет.
И, разумеется, красивейшая сохранившаяся роспись потолка, стен и люстра.
Аванзал
Аванзал — помещение перед парадным входом в главный зал дома. Так же сохранились люстра и паркет. Особенность аванзала по проекту Кекушева – множество арок, заполненных рисунком из металла.
Приемная
Приемная хозяина дома, на потолке сохранившаяся лепнина и люстра.
В двери оригинальная ручка. Вообще в доме нет ни одной повторяющейся дверной ручки.
Кабинет
Кабинет Михаила Васильевича Асеева с сохранившимся дверным полотном и ручкой, напоминающей утку.
Так же сохранился паркетный пол, деревянные панели с великолепной резьбой, встроенная мебель и письменный стол.
Сохранился один забавный документ – письмо из Саратова 1905 года, найденное при последних реставрационных работах под паркетом. На конверте вместо адреса простая пометка: «В новый дом». Богатого Асеева все знали в Тамбове, также как и все знали новый белоснежный особняк, поэтому письмо дошло даже без адреса.
За столиком видны радиаторные накладки. Уже в то время по стенам проходили трубы и дом отапливался горячей водой. Прибор, стоящий на столике, использовался для определения толщины ткани.
В комнате спрятано очень много лиц: на входной двери…
Очень дорогие бюсты царей и императоров России, привезенных из Санкт Петербурга.
Белый зал
Белый зал или зал для приемов – сердце первого этажа. На стенах и потолке сохранившаяся лепнина и позолота, хрустальные люстры, в том числе и центральная большая, на полу сохранившийся паркет. До реставрации здесь находилась столовая санатория.
Диванная комната
Диванная комната относилась к женской половине дома и служила своего рода приемной, предваряющей будуар хозяйки дворца – Марии Никаноровны Асеевой. В небольшое пространство проходного помещения органично вписана сохранившаяся встроенная мебель. Между угловыми стеклянными горками для посуды расположен диван. Украшением диванной является коллекционный фарфор XVIII века: китайские вазы, тарелки и предметы чайного сервиза.
Будуар
Будуар или малая гостиная – богато декорированное помещение особняков конца XIX — начала XX века. Хозяйкой здесь была супруга Михаила Васильевича Асеева — Мария Никаноровна (на фотографии справа). С супругом у них было 8 детей: 6 девочек и 2 мальчика.
Сохранившийся с дворцовой роскошью потолочный плафон декорирован позолоченной лепниной.
Так же сохранилась металлическая арка в оконном проеме, перекликающаяся узором с потолочным оформлением.
Бильярдная
Бильярдная – комната, где любили отдыхать мужчины. Главное развлечение – карточные игры.
Михаил Асеев был заядлым охотником, доказательством чему в углу комнаты стоит чучело бурого медведя.
На стенах множество гравюр со сценами охоты.
Парадная столовая
Парадная столовая – яркий образец авторского дизайна архитектора Льва Кекушева, выполненного в эстетике модерна. В столовой сохранился наборный паркетный пол, дубовые стеновые панели, потолок, люстра и мебель по проекту Льва Кекушева. Из столовой можно выйти в парк, мы видели эту лестницу с улицы.
Малый буфет, украшенный медными вставками. Вся посуда привезена с других домов к открытию музея.
Дверные полотна с накладками тоже сохранились, а за дверью часть дома, которую никогда не видели гости, и мы тоже не увидели. Там обслуживающие и административные помещения. На металлических накладках изображены два атлета, а в углах – морды львов. Лев Кекушев в каждой своей работе в качестве авторского знака оставлял изображение льва.
Сохранившийся балочный потолок. Если смотреть сбоку, то можно увидеть, что балки слегка изогнуты, все это основы стиля модерн – никаких прямых и симметричных линий.
Не менее удивительна люстра в виде распускающихся бутонов.
Мраморная лестница
Мраморная лестница выполнена из белого итальянского мрамора. После санатория лестница была очень грязной со множеством сколов, так что реставраторам пришлось изрядно потрудиться, чтобы привести мраморную лестницу в первозданный вид. Светильник на лестнице и окно так же являются оригинальными предметами интерьера того времени.
На потолке как всегда чудесная роспись. На стенах сохранившиеся фризы с античными группами. Так же, кроме львов, в работах Кекушева можно встретить лицо Лорелей (над окном) — прекрасная дева-сирена, заманивающая своим пением корабельщиков и рыбаков к опасным рифам у скал. На стенах по бокам – пустые картуши, в которых должен располагаться герб семьи. Однако, картуши пусты, их изготовили еще при строительстве дома и оставили пустовать до получения Асеевым дворянского титула. В 1915 году М. В. Асееву и его супруге за благотворительную деятельность императорским указом жаловано потомственное дворянство, однако, грянула революция, разбив все планы Асеевых на светскую жизнь.
Колонный зал
Ранее на втором этаже находились спальни, но пожар 1945 года все уничтожил. В колонном зале действительно очень много колонн, даже отопительные приборы замаскированы под колонны. Не менее удивительным для того времени был стеклянный потолок.
Последняя комната экскурсии – предположительно бывшая спальня, в которой сейчас вывешено множество картин художника Н. М. Шевченко. Обедневший художник Николай Михайлович Шевченко и хозяин особняка Михаил Васильевич Асеев были объединены дружбой и любовью к охоте. Дружили они настолько сильно, что Асеев выделил средства Шевченко на строительство дома, к сожалению, не сохранившегося до нашего времени.
На картине старший сын Асеева – Михаил Михайлович Асеев, студент юрфака московского университета – мажор начала XX века. В Тамбове у него был автомобиль Mercedes-Benz, роскошный авто по меркам всей России. Причем, как и нынешняя «золотая молодежь», студент Асеев постоянно превышал скорость и попадал во все газеты города с бесконечными судебными разбирательствами.
На территории усадьбы кроме дома был целый ряд строений: конюшни, прачечная, собственная электростанция и т.д. – все, что необходимо для комфортного проживания в усадьбе. Прогулявшись по прилегающему парку, мы нашли резной деревянный дом, подписанный как лечебный корпус №3.
Старый черешчатый дуб, возраст которого 217 лет – памятник живой природы всероссийского значения.
И желтые тамбовские лавочки на фоне ларьков с сувенирной продукцией.
Долгое время памятник архитектуры дом Асеевых стоял в удручающем состоянии. Работы по восстановлению усадьбы, построенной больше века назад, начались лишь в 2009 году. На ремонт памятника было затрачено больше 400 миллионов рублей. Основная часть средств – из федерального бюджета. Был произведен ремонт фасадов, крыши, укреплен фундамент, отреставрирована внутренняя отделка, паркет и живопись, облик дома снаружи в внутри максимально возвращены к первоначальным. После ремонта из усадьбы хотели сделать отель-ресторан, но тамбовчане организовали митинг и сбор подписей, чтобы передать дом музею. Сейчас дом Асеевых – жемчужина Тамбова – ждет гостей и жителей города.
Уведомление: Достопримечательности Тамбова | Путешествия по городам России и зарубежья