Гусевский хрусталь в конце XIX века.
В конце XIX века значительно расширились технические возможности обработки изделий. На смену хрусталю с алмазной гранью приходит мода на цветное стекло. Разнообразнее стала цветовая палитра изделий. Появились новые приемы декора: иризация, миллефиори, цветные люстры, травление по многослойному стеклу. Особой популярностью пользовались изделия из стекла, имитирующего ювелирные и поделочные камни: авантюрин, опал, малахит, яшму, бирюзу и другие. Большая роль в разработке цветовой гаммы изделий принадлежит династии химиков-стекловаров Рябовых, проработавших на заводе более столетия.
Гусевской хрусталь в начале XX века
В начале XX века Гусевская хрустальная фабрика становится крупным производством, выпускавшим более трех тысяч наименований продукции из стекла и хрусталя. Популярно было столовое стекло, декор которого выполнялся на специальных гильоширных и пантографных машинах. Широко использовались станки для нанесения машинной гравировки, алмазной грани и «дерижерные машины» для нанесения рисунка с последующим травлением. Такой способ декора получил название «хрустальная навивка».
Дореволюционные мальцовские прейскуранты
В 1918 году особым декретом Совета Народных Комиссаров в стране была национализирована стекольная промышленность. Заводы, принадлежавшие акционерным обществам, стали собственностью объединения «Гусь-Комбинат». На Гусевском заводе выпускались простые изделия из стекла, входившие в ассортимент дореволюционных мальцовских прейскурантов. В 1920-е годы мастера изготавливали изделия с агитационной тематикой. С середины 1930-х годов в стране стало налаживаться производство художественной посуды.